воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Великомученик Меркурий Кесарийский (Каппадокийский), военачальник


Великомученик
Меркурий Кесарийский (Каппадокийский), военачальник

Дни памяти:

7 декабря

Житие

Краткое житие великомученика Меркурия Кесарийского (Каппадокийского)

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Мер­ку­рий, скиф по про­ис­хож­де­нию, слу­жил во­и­ном в рим­ской ар­мии. Нече­сти­вые им­пе­ра­то­ры Де­кий (249-251) и Ва­ле­ри­ан (253-259) из­да­ли за­кон, по­веле­вав­ший всем рим­ским граж­да­нам по­кло­нять­ся язы­че­ским бо­гам и осуж­дав­ший на смерть хри­сти­ан.
В это вре­мя на Рим­скую им­пе­рию на­па­ли вар­ва­ры, и им­пе­ра­тор Де­кий вы­сту­пил в по­ход с боль­шим вой­ском. В од­ном из сра­же­ний свя­то­му Мер­ку­рию явил­ся Ан­гел Гос­по­день и по­дал ему меч со сло­ва­ми: "Не бой­ся, сме­ло иди на вра­гов. Ко­гда по­бе­дишь, не за­будь Гос­по­да Бо­га тво­е­го". С этим ме­чом свя­той во­ин про­шел сквозь вар­вар­ские пол­чи­ща, уни­что­жил мно­же­ство вра­гов и убил са­мо­го ца­ря вар­ва­ров, обес­пе­чив по­бе­ду рим­ля­нам. Бла­го­дар­ный им­пе­ра­тор щед­ро на­гра­дил свя­то­го Мер­ку­рия за храб­рость и сде­лал его во­е­на­чаль­ни­ком.
Свя­то­му во­и­ну, по­лу­чив­ше­му ве­ли­кие по­че­сти и бо­гат­ство, вновь явил­ся Ан­гел Гос­по­день, на­по­ми­ная ему, Кем бы­ла да­ро­ва­на по­бе­да, и при­зы­вая к слу­же­нию Гос­по­ду. Свя­той Мер­ку­рий вспом­нил, что и отец его, Гор­диан, ис­по­ве­до­вал хри­сти­ан­скую ве­ру, кре­стил­ся и всей ду­шой устре­мил­ся ко Хри­сту. Он от­ка­зал­ся участ­во­вать в тор­же­ствен­ном жерт­во­при­но­ше­нии язы­че­ским бо­гам и был при­зван к гроз­но­му им­пе­ра­то­ру. От­кры­то на­звав се­бя хри­сти­а­ни­ном, Мер­ку­рий бро­сил к но­гам им­пе­ра­то­ра во­ин­ский по­яс и ман­тию и от­ка­зал­ся от всех по­че­стей. В тем­ни­це свя­то­му Мер­ку­рию сно­ва явил­ся Ан­гел Гос­по­день, укре­пил его и при­звал му­же­ствен­но пре­тер­петь все стра­да­ния за Хри­ста.
Свя­то­го му­че­ни­ка рас­тя­ну­ли над ог­нем, ре­за­ли но­жа­ми, би­ли плетьми так, что кровь из его ран га­си­ла огонь. Но каж­дый раз, ко­гда его бро­са­ли в тем­ни­цу уми­ра­ю­щим от ран, свя­той Мер­ку­рий по­лу­чал от Гос­по­да пол­ное ис­це­ле­ние, утвер­ждая пред нече­стив­ца­ми ве­ли­кую си­лу ве­ры Хри­сто­вой. Осуж­ден­ный на смерт­ную казнь, свя­той спо­до­бил­ся ви­де­ния Са­мо­го Гос­по­да, обе­щав­ше­го ему ско­рое из­бав­ле­ние от му­че­ний. Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Мер­ку­рия обез­гла­ви­ли в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской. Его свя­тое те­ло бла­го­уха­ло ми­ром и фимиа­мом, по­да­вая ис­це­ле­ния мно­гим боль­ным.
Уже по смер­ти сво­ей во­ин Хри­стов, со­еди­нив­ший­ся с Цер­ко­вью Небес­ной, со­слу­жил во­ин­скую служ­бу на бла­го Церк­ви зем­ной. По мо­лит­ве свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об осво­бож­де­нии хри­сти­ан от го­ни­те­ля хри­сти­ан­ской ве­ры Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363) За­ступ­ни­ца ро­да хри­сти­ан­ско­го по­сла­ла свя­то­го во­и­на Мер­ку­рия в по­мощь от Церк­ви тор­же­ству­ю­щей к Церк­ви во­ин­ству­ю­щей. Об­раз свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Мер­ку­рия, изо­бра­жен­ный на иконе ря­дом с об­ра­зом Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, стал неви­ди­мым, а за­тем вновь по­ка­зал­ся с окро­вав­лен­ным ко­пьем.
В этот са­мый мо­мент Юли­ан От­ступ­ник был прон­зен на Пер­сид­ской войне ко­пьем неиз­вест­но­го во­и­на, тот­час став­ше­го неви­ди­мым. Ока­ян­ный Юли­ан, уми­рая, вос­клик­нул: "Ты по­бе­дил, Га­ли­ле­я­нин!"

Полное житие великомученика Меркурия Кесарийского (Каппадокийского)

Нече­сти­вые ца­ри Рим­ские, Де­кий и Ва­ле­ри­ан, со­звав сво­их кня­зей и вель­мож, име­ли со­ве­ща­ние с ни­ми о рас­про­стра­не­нии че­ство­ва­ния сво­их лжи­вых бо­гов, и ис­треб­ле­нии и уни­что­же­ны свя­той хри­сти­ан­ской ве­ры. И еди­но­душ­но, с об­ще­го со­гла­сия, они из­да­ли в Ка­пи­то­лии[2] сле­ду­ю­щий указ:
– Рим­ские ца­ри, непо­бе­ди­мые по­бе­ди­те­ли, прис­но­чест­ные, ве­ли­кие, вер­ные, Де­кий и Ва­ле­ри­ан с вель­мо­жа­ми: так как мы ис­пы­та­ли бла­го­де­я­ния и да­ры на­ших бо­гов и вме­сте с тем на­сла­ди­лись по­бе­да­ми, ко­то­рые они по­да­ют нам на вра­гов, так как, к то­му же, мы изобиль­но по­лу­ча­ем от них вся­ко­го ро­да пло­ды чрез бла­го­рас­тво­ре­ние воз­ду­хов и счи­та­ем их сво­и­ми бла­го­де­те­ля­ми и устро­и­те­ля­ми об­ще­го бла­го­по­лу­чия; то по­се­му, по со­ве­ща­нии с вель­мо­жа­ми, еди­но­душ­но по­веле­ва­ем, чтобы лю­ди вся­ко­го зва­ния, сво­бод­ные и ра­бы, во­ен­ные и не во­ен­ные, – при­но­си­ли жерт­вы бо­гам, при­па­дая и усерд­но мо­лясь им. Ес­ли же кто осме­лит­ся на­ру­шить на­ше цар­ское по­ве­ле­ние, из­дан­ное на­ми на об­щем со­ве­ща­нии, то­го мы по­веле­ва­ем, свя­зав, бро­сить в тем­ни­цу, по­том пре­дать раз­лич­ным му­че­ни­ям. Ес­ли, рас­ка­яв­шись, он под­чи­нит­ся по­ве­ле­нию, то бу­дет удо­сто­ен на­ми не мень­шей по­че­сти; ес­ли же бу­дет про­ти­вить­ся, то по­сле мно­гих му­че­ний пусть бу­дет каз­нен чрез усе­че­ние ме­чем, или пусть бу­дет бро­шен в мо­ре, или от­дан на съе­де­ние пти­цам и псам. В осо­бен­но­сти же так долж­ны быть каз­не­ны хри­сти­ане, ес­ли най­дет­ся кто-ли­бо из их ве­ры; по­ви­ну­ю­щи­е­ся же на­ше­му по­ве­ле­нию по­лу­чат ве­ли­кие по­че­сти и по­дар­ки. Же­ла­ем бла­го­по­луч­но здрав­ство­вать.
Ко­гда был из­дан та­кой цар­ский указ, то весь Рим при­шел в смя­те­ние, ибо это без­бож­ное по­ве­ле­ние бы­ло объ­яв­ле­но по все­му го­ро­ду и по­сла­но в окрест­ные го­ро­да и стра­ны. В то вре­мя на рим­ское го­су­дар­ство вос­ста­ли вар­ва­ры; ца­ри при­го­тов­ля­ли сво­их во­и­нов и при­ка­за­ли во­ин­ским пол­кам из всех го­ро­дов схо­дить­ся в Рим. То­гда при­шел и тот полк, в ко­то­ром Мер­ку­рий был во­и­ном; этот полк на­зы­вал­ся Мар­тен­сес, из пер­вой Ар­ме­нии , под на­чаль­ством три­бу­на Са­тур­ни­на. По от­бы­тии ца­ря Де­кия на вой­ну Ва­ле­ри­ан остал­ся в Ри­ме.
Ко­гда во вре­мя вой­ны рим­лян с вар­ва­ра­ми меж­ду ни­ми про­изо­шла про­дол­жи­тель­ная бит­ва, Мер­ку­рию явил­ся Ан­гел Гос­по­день в об­ра­зе ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка. Оде­тый в бе­лые одеж­ды и дер­жа в сво­ей ру­ке меч, он ска­зал ему:
– Не бой­ся, Мер­ку­рий, и не стра­шись, ибо я по­слан на по­мощь те­бе, чтобы сде­лать те­бя по­бе­ди­те­лем. При­и­ми сей меч и устре­мись на вар­ва­ров; и ко­гда по­бе­дишь их, не за­будь Гос­по­да Бо­га тво­е­го.
На­хо­дясь как бы в со­сто­я­нии ис­ступ­ле­ния, он при­нял явив­ше­го­ся ему за од­но­го из рим­ских кня­зей; взяв по­да­ва­е­мый ему меч, он устре­мил­ся с ве­ли­ким му­же­ством на вра­гов и по­се­кал их, как стеб­ли рас­те­ния. Прой­дя сквозь вар­вар­ские пол­ки, он до­стиг до са­мо­го вар­вар­ско­го ца­ря, убил его ме­чем и по­ра­зил вме­сте с ним ве­ли­кое мно­же­ство храб­рых во­и­нов, так что меч при­лип от кро­ви к ру­ке его; так вар­ва­ры бы­ли по­беж­де­ны и об­ра­ще­ны в бег­ство рим­ля­на­ми.
То­гда Де­кий, узнав о ве­ли­кой храб­ро­сти Мер­ку­рия, при­звал его к се­бе и, по­чтив ве­ли­ки­ми да­ра­ми, по­ста­вил его на­чаль­ни­ком над всем вой­ском. Де­кий, ду­мая, что вра­ги бы­ли по­беж­де­ны с по­мо­щью бо­гов, быль весь­ма рад и, раз­дав во­и­нам мно­го зо­ло­та, от­пу­стил каж­до­го к се­бе до­мой; сам же, идя с Мер­ку­ри­ем к Ри­му, устра­и­вал по го­ро­дам боль­шие пи­ры. Од­на­жды но­чью, ко­гда во­е­на­чаль­ник Мер­ку­рий спал, при­шел к нему Ан­гел та­ким же об­ра­зом, как и в пер­вый раз, и, толк­нув его в бок, раз­бу­дил. Под­няв­шись и уви­дев явив­ше­го­ся, он как бы оне­мел от ужа­са. Ан­гел ска­зал ему:
– Мер­ку­рий! не пом­нишь ли – что я ска­зал те­бе на войне? – Смот­ри, не за­бы­вай Гос­по­да Бо­га тво­е­го, ибо те­бе над­ле­жит по­стра­дать за Него и по­лу­чить ве­нец по­бе­ды в пре­слав­ном Цар­ствии Его со все­ми свя­ты­ми.
Ска­зав это, Ан­гел сде­лал­ся неви­дим. Он же, при­дя в се­бя, на­чал бла­го­да­рить Бо­га и вспом­нил о хри­сти­ан­ской ве­ре, о ко­то­рой слы­шал от де­да и от сво­е­го от­ца. Отец его, по име­ни Гор­диан, со­стоя во­и­ном в том же пол­ку, в ко­то­ром впо­след­ствии чис­лил­ся и он, ча­сто го­во­рил:
– Бла­жен – кто со­сто­ит во­и­ном Ца­ря Небес­но­го, по­то­му что по­лу­чит от Него на­гра­ду в Небес­ном Цар­ствии. Ибо Сей Царь со­тво­рил сло­вом вся­че­ская, бу­дет су­дить жи­вых и мерт­вых и воз­даст каж­до­му по де­лам его.
Вспо­ми­ная эти сло­ва сво­е­го от­ца и раз­мыш­ляя умом о яв­ле­нии Ан­ге­ла, Мер­ку­рий уми­лил­ся серд­цем и на­чал пла­кать и ры­дать, го­во­ря:
– Увы мне, греш­но­му! бу­дучи как бы вет­вью зе­ле­но­го де­ре­ва, я за­сох, – не имея ныне кор­ня по­зна­ния Бо­га .
Ко­гда он так го­во­рил с ры­да­ни­я­ми, цар­ские слу­ги при­шли звать Мер­ку­рия к ца­рю на неко­то­рое со­ве­ща­ние. Мер­ку­рий от­ка­зал­ся, ска­зав­шись боль­ным, и царь от­ло­жил со­ве­ща­ние на дру­гой день, ибо не хо­тел со­ве­щать­ся без Мер­ку­рия ни о чем, – так он лю­бил и по­чи­тал его. По­ут­ру, при­гла­сив с по­чё­том к се­бе Мер­ку­рия, царь со­ве­щал­ся с ним о том, что от­но­си­лось к поль­зе рим­ско­го цар­ства. По окон­ча­нии со­ве­ща­ния царь ска­зал Мер­ку­рию:
– Пой­дем­те вме­сте в храм Ар­те­ми­ды, чтобы при­не­сти жерт­вы ей.
Свя­той, тай­но укло­нив­шись от ца­ря, по­шел в свое жи­ли­ще. Некто же из вель­мож окле­ве­тал его пред ца­рем, го­во­ря:
– Ве­ли­кий царь, непо­бе­ди­мый по­бе­ди­тель, из­бран­ный бо­га­ми для об­ла­да­ния цар­ством! бла­го­во­ли с кро­то­стью вы­слу­шать ме­ня. Тот, ко­то­рый по­лу­чил по­че­сти от ва­шей цар­ской дес­ни­цы, ко­то­ро­го ва­ша дер­жа­ва про­сла­ви­ла и воз­ве­ли­чи­ла, – вот он не при­шел в храм ве­ли­кой бо­ги­ни при­не­сти жерт­ву за ва­шу дер­жа­ву.
Царь спро­сил:
– Кто это не хо­чет при­но­сить, в еди­но­мыс­лии с на­ми, жерт­вы до­сто­чти­мой Ар­те­ми­де?
Со­вет­ник Ка­тул от­ве­чал:
– Мер­ку­рий, ко­то­ро­го воз­ве­ли­чи­ла ва­ша цар­ская ми­лость, – он от­ка­зы­ва­ет­ся от по­кло­не­ния на­шим бо­гам.
Царь ска­зал:
– Не по за­ви­сти ли ка­кой вы кле­ве­ще­те на него? – не по­ве­рю вам, по­ка сам не ис­пы­таю его и не удо­сто­ве­рюсь твёр­до. И ес­ли не ока­жет­ся то­го, что вы го­во­ри­те, то при­ме­те мно­го каз­ней за свою кле­ве­ту; ес­ли же это ока­жет­ся ис­ти­ной, то за вер­ность бо­гам и на­ше­му цар­ству бу­де­те удо­сто­е­ны по­че­сти от нас.
Ска­зав это, царь тот­час по­слал при­гла­сить Мер­ку­рия с че­стью, и ко­гда он явил­ся, Де­кий ска­зал:
– Не я ли ока­зал те­бе по­честь, по­ста­вив те­бя на­чаль­ни­ком над все­ми мо­и­ми кня­зья­ми по той при­чине, что с по­мо­щью бо­гов ты по­бе­дил вра­гов? За­чем же ты ока­зы­ва­ешь­ся небла­го­дар­ным за та­кие мои бла­го­де­я­ния те­бе и пре­зи­ра­ешь власть и по­ве­ле­ние мое, не воз­да­вая по­до­ба­ю­щей че­сти на­шим бо­гам, как мы слы­ша­ли от неко­то­рых вер­ных нам лю­дей.
Доб­лест­ный во­ин Хри­стов, со­влек­шись, по апо­столь­ско­му сло­ву, вет­хо­го че­ло­ве­ка с де­я­ни­я­ми его и об­лек­шись чрез Кре­ще­ние в но­во­го, со­здан­но­го по Бо­гу , с дерз­но­ве­ни­ем от­ве­чал:
– По­честь твоя пусть бу­дет с то­бою, ибо я по­бе­дил вра­гов не с по­мо­щью ва­ших немощ­ных бо­гов, но – си­лою Хри­ста Бо­га мо­е­го; (од­на­ко) возь­ми от ме­ня то, что ты дал мне, ибо наг я вы­шел из чре­ва ма­те­ри мо­ей, наг и отой­ду .
Ска­зав это, он снял во­ин­ский по­яс и на­чаль­ни­че­скую одеж­ду и бро­сил к но­гам ца­ря с гром­ким вос­кли­ца­ни­ем:
– Я – хри­сти­а­нин! слы­ши­те все, что – я хри­сти­а­нин.
То­гда Де­кий при­шел в ужас и, в мол­ча­нии смот­ря на свя­то­го, удив­лял­ся его сме­ло­му сло­ву и де­лу, ди­вил­ся еще и кра­со­те те­ла его, ибо свя­той был вы­сок ро­стом, ру­мян ли­цом, и в са­мом взо­ре его све­ти­лось му­же­ство. По­том он по­ве­лел за­клю­чить его в тем­ни­цу, го­во­ря:
– Этот че­ло­век не оце­нил сво­ей че­сти, но ко­гда он ис­пы­та­ет бес­че­стие и огор­че­ние, ду­маю, что об­ра­тит­ся к бла­го­че­сти­вой мыс­ли.
Свя­той, ко­гда от­ве­ли его в тем­ни­цу, сла­вил и бла­го­да­рил Бо­га. Но­чью ему сно­ва явил­ся Ан­гел Гос­по­день, го­во­ря:
– Будь му­же­ствен, Мер­ку­рий, и не бой­ся; ве­руй в Гос­по­да, Ко­то­ро­го ты ис­по­ве­дал, и Он из­ба­вит те­бя от вся­кой пе­ча­ли.
Мер­ку­рий был весь­ма укреп­лен этим Ан­гель­ским яв­ле­ни­ем. По­ут­ру на дру­гой день царь Де­кий си­дел на су­ди­ли­ще, и ко­гда Мер­ку­рий пред­стал пред ним, ска­зал ему:
– Чрез свое безу­мие ты за­слу­жил та­кую честь , что сто­ишь, как осуж­ден­ный, на су­де.
Свя­той от­ве­чал:
– По­ис­ти­не мне при­ли­че­ству­ет та­кая честь  ра­ди мо­е­го Гос­по­да. Ты взял то, что вско­ре по­ги­ба­ет , я же по­лу­чу то, что пре­бы­ва­ет во век .
Царь ска­зал:
– По­ве­дай нам, ка­ко­го ты ро­да и оте­че­ства.
Свя­той от­ве­чал:
– О ро­де мо­ем и оте­че­стве, ес­ли хо­чешь узнать, я ска­жу те­бе. От­ца мо­е­го зва­ли Гор­диа­ном, по про­ис­хож­де­нию он ски­фя­нин  и был во­и­ном в пол­ку Мар­тен­сов; оте­че­ство же мое, к ко­то­ро­му я с рев­но­стью иду, есть гор­ний Иеру­са­лим – го­род Ца­ря Небес­но­го .
Царь ска­зал:
– По­че­му ты не по­ви­ну­ешь­ся на­шей во­ле, по­че­му не ис­пол­ня­ешь за­по­ве­ди, дан­ной на­ми для всех? по­че­му не хо­чешь по­кло­нить­ся бо­гам, чтобы по­лу­чить свой преж­ний сан! или хо­чешь уме­реть в му­че­ни­ях? – от­ве­чай ско­рее, по­то­му что ты для это­го при­зван.
Свя­той Мер­ку­рий ска­зал:
– Я при­шел (сю­да) для то­го, чтобы по­бе­дить те­бя и тво­е­го от­ца диа­во­ла, ви­нов­ни­ка вся­ко­го зла, и по­лу­чить ве­нец по­бе­ды от По­дви­го­по­лож­ни­ка  Иису­са Хри­ста, мо­е­го Гос­по­да. Ис­пол­няй на­до мною без от­ла­га­тель­ства то, что за­мыш­ля­ешь, ибо у ме­ня есть бро­ня и щит, ко­то­рым пре­одо­лею все из­мыш­ля­е­мые то­бою про­тив ме­ня му­че­ния.
То­гда царь, раз­гне­вав­шись, ска­зал:
– Так как ты го­во­ришь, что име­ешь бро­ню и щит ве­ры, то по­веле­ваю по­ве­сить те­бя на­гим, рас­тя­нув меж­ду че­тырь­мя стол­ба­ми.
Ко­гда это бы­ло сде­ла­но, му­чи­тель ска­зал:
– Где (у те­бя) ныне ору­дия для борь­бы тво­ей?
Свя­той же Мер­ку­рий, воз­зрев на небо, ска­зал:
– Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, по­мо­ги мне, ра­бу Тво­е­му!
Царь по­ве­лел, при­не­ся ост­рые но­жи и ме­чи, ре­зать те­ло свя­то­го, а на зем­ле под ним раз­ве­сти огонь, чтобы, из­ра­нен­ный свер­ху но­жа­ми и ме­ча­ми, а сни­зу опа­ля­е­мый ог­нем, он же­сто­ко стра­дал. Ко­гда ста­ли де­лать это, из те­ла его кровь по­тек­ла ру­чья­ми, так что да­же огонь по­гас от кро­ви, а свя­той всё тер­пел доб­лест­но,
По­сле се­го Де­кий по­ве­лел от­вя­зать его, – чтобы он не умер (слиш­ком) ско­ро, – и креп­ко за­пе­реть в неко­то­ром по­ме­ще­нии. Слу­ги, взяв его, по­нес­ли, ибо он не мог сам ид­ти, бу­дучи еле жив, и бро­си­ли его в тюрь­ме, ду­мая, что он тот­час умрет. И свя­той ле­жал как мерт­вый, толь­ко чуть ды­ша, по при­чине же­сто­ких ран. С на­ступ­ле­ни­ем но­чи Ан­гел Гос­по­день при­шел к нему и ска­зал:
– Мир те­бе, доб­рый стра­да­лец! – и ис­це­лил его от ран.
Свя­той, ощу­тив в се­бе си­лу, встал здо­ро­вым и бла­го­да­рил Бо­га, по­се­тив­ше­го его чрез Сво­е­го Ан­ге­ла.
По­ут­ру царь сно­ва по­ве­лел пред­ста­вить к нему Мер­ку­рия. Во­и­ны, пой­дя за ним, на­шли его здо­ро­вым и, взяв, по­ве­ли его к ца­рю. Царь, уви­дев, что он здо­ров и хо­дит без нуж­ной по­мо­щи, ска­зал:
– Тот, ко­то­ро­го вче­ра унес­ли от нас мерт­вым, ныне хо­дит сам, – как буд­то бы не имел на се­бе ни­ка­кой ра­ны, – и по­ве­лел во­и­нам осмот­реть ра­ны его.
Осмот­рев те­ло му­че­ни­ка, они ска­за­ли ца­рю:
– Кля­нем­ся це­ло­стью тво­ей дер­жа­вы, – у Мер­ку­рия всё те­ло невре­ди­мо, без вся­ко­го по­ро­ка, как буд­то бы ни­ко­гда ни­ка­кое му­че­ние не при­ка­са­лось к нему.
Царь ска­зал:
– Он непре­мен­но станет го­во­рить, что его ис­це­лил Хри­стос, – не при­во­ди­ли ли вы к нему в тем­ни­цу ка­ко­го-ли­бо вра­ча?
Они от­ве­ча­ли:
– Кля­нем­ся ва­шею дер­жа­вою, управ­ля­ю­щею всем ми­ром, что ни­кто не осмат­ри­вал его, ибо мы ду­ма­ли, что он тот­час умрет; а как он ис­це­лил­ся и сто­ит ныне здо­ро­вым, мы не зна­ем.
Царь ска­зал:
– По­смот­ри­те на хри­сти­ан­ское кол­дов­ство: тот, ко­то­рый вче­ра ка­зал­ся мёрт­вым, се­го­дня сто­ит здо­ро­вым пред на­ми, – и с яро­стью ска­зал свя­то­му:
– Кто те­бя ис­це­лил, ска­жи нам по прав­де? ибо я не счи­таю воз­мож­ным для те­бя ис­це­лить­ся ина­че, как чрез кол­дов­ство.
Свя­той от­ве­чал:
– Как ты сам пер­во­на­чаль­но ска­зал про­тив сво­ей во­ли, так и есть: Гос­подь наш Иисус Хри­стос, ис­тин­ный Врач душ и те­лес, ис­це­лил ме­ня, – Он, Ко­то­рый, свя­зав неру­ши­мы­ми уза­ми всех кол­ду­нов и ча­ро­де­ев, вме­сте с по­кло­ня­ю­щи­ми­ся идо­лам, пре­даст их ге­ен­ско­му ог­ню за то, что они не по­зна­ли ис­тин­но­го Бо­га, со­здав­ше­го их.
Царь ска­зал:
– Я сно­ва рас­се­ку твое те­ло ра­на­ми и по­смот­рю, ис­це­лит ли те­бя Хри­стос, Ко­то­ро­го ты ис­по­ве­ду­ешь.
Свя­той от­ве­чал:
– Ве­рую в Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста, что ты не по­бе­дишь ме­ня все­ми сво­и­ми из­мыш­ля­е­мы­ми про­тив ме­ня му­че­ни­я­ми, ибо я ни­сколь­ко не бо­юсь их, бу­дучи укреп­лен сло­ва­ми мо­е­го Вла­ды­ки, Ко­то­рый ска­зал "И не бой­тесь уби­ва­ю­щих те­ло, ду­ши же не мо­гу­щих убить; а бой­тесь бо­лее То­го, Кто мо­жет и ду­шу и те­ло по­гу­бить в ге­енне" (Мф.10:28). По умерщ­вле­нии Он вос­кре­сит ме­ня сно­ва в Страш­ный День пра­вед­но­го Су­да.
Царь по­ве­лел сно­ва му­чить его ог­нем и ра­на­ми. Ко­гда свя­то­го би­ли и жгли ог­нем, то от опа­ля­е­мо­го те­ла его, вме­сто смра­да, ис­хо­ди­ло ве­ли­кое бла­го­уха­ние. Му­че­ник тер­пел так доб­лест­но, что не ис­пу­стил кри­ка, ни сто­на, ни вздо­ха, так что все ди­ви­лись тер­пе­нию его. Царь ска­зал ему, на­сме­ха­ясь:
– Где ныне твой Врач? – пусть при­дет сю­да и ис­це­лит те­бя, ведь ты го­во­рил, что Он мо­жет и по смер­ти вос­кре­сить те­бя.
Свя­той Мер­ку­рий от­ве­чал:
– Де­лай, что хо­чешь, ты име­ешь власть над те­лом мо­им, над ду­шою же – Бог: хо­тя бы ты и умерт­вил мое те­ло, од­на­ко ду­ша пре­бу­дет нетлен­ной во ве­ки.
Царь по­ве­лел по­ве­сить его вниз го­ло­вой, на шею же его при­вя­зать боль­шой ка­мень, чтобы, да­ви­мый тя­же­стью кам­ня, он умер. Му­че­ник же, укреп­ля­е­мый бла­го­да­тью Бо­жи­ею, в про­дол­же­ние мно­гих ча­сов пре­тер­пе­вал это му­че­ние, оста­ва­ясь жи­вым. По­том, от­вя­зав ка­мень, царь по­ве­лел бить его би­ча­ми, кон­цы ко­то­рых бы­ли око­ва­ны ме­дью; и би­ли его так же­сто­ко, что да­же зем­ля обаг­ри­лась кро­вью его. Он же, твер­дый как ада­мант, му­же­ствен­но тер­пел, го­во­ря:
– Бла­го­да­рю Те­бя, Гос­по­ди, что спо­до­бил ме­ня по­стра­дать за имя Твое.
Царь, ви­дя, что му­че­ни­ка ни­как нель­зя скло­нить к во­ле его, и, не имея бо­лее вре­ме­ни му­чить его, ибо спе­шил ид­ти ско­рее в Рим, – по­ста­но­вил над ним та­кой окон­ча­тель­ный при­го­вор:
– Мер­ку­рия, ко­то­рый вме­нил на­ших бо­гов в ни­что и пре­зрел чест­ное по­ста­нов­ле­ние на­шей кро­то­сти, на­ша дер­жа­ва по­веле­ва­ет ве­сти в Кап­па­до­кий­скую стра­ну  и там от­ру­бить ему гла­ву, для вра­зум­ле­ния мно­гих – ибо вся­кий про­ти­вя­щий­ся ца­рю бу­дет каз­нен ме­чем по­сле мно­гих му­че­ний.
Во­и­ны, взяв свя­то­го, по­ло­жи­ли его на жи­вот­ное  и, креп­ко при­вя­зав его (ибо он был весь­ма рас­слаб­лен те­лом по при­чине мно­гих му­че­ний), по­вез­ли в Кап­па­до­кию. Ко­гда они бы­ли в Ке­са­рии , Гос­подь явил­ся свя­то­му и ска­зал:
– Мер­ку­рий! При­ди ко Мне и успо­кой­ся; те­че­ние ты со­вер­шил, ве­ру со­блюл, – при­и­ми же ве­нец по­дви­га тво­е­го , ибо здесь те­бе долж­но скон­чать­ся.
Му­че­ник, весь­ма укреп­лен­ный этим ви­де­ни­ем Спа­са и же­лая ско­рее раз­ре­шить­ся от те­ла и жить со Хри­стом, ска­зал быв­шим с ним во­и­нам:
– Со­вер­ши­те то, что при­ка­за­но вам, не от­кла­ды­вая бо­лее. Гос­подь же, при­зы­ва­ю­щий всех к по­ка­я­нию, да по­даст вам Свою бла­го­дать; бо­га­тый ми­ло­стью, Он пре­и­зобиль­но по­да­ет Свои да­ры при­хо­дя­щим к Нему.
По­сле то­го, как он это ска­зал, гла­ва его бы­ла усе­че­на, при ис­по­ве­да­нии им Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста, ме­ся­ца но­яб­ря 24 дня. На вто­рой день по кон­чине свя­то­го те­ло его ока­за­лось бе­лым как снег и от него ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние дра­го­цен­но­го ми­ра и фимиа­ма, и по при­чине та­ко­го чу­да мно­гие уве­ро­ва­ли во Хри­ста.
Свя­тое те­ло его бы­ло с че­стью по­ло­же­но на слав­ном ме­сте, по­да­вая боль­ным мно­го ис­це­ле­нии. Се­го во­и­на, свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Мер­ку­рия, ду­шою уже тор­же­ству­ю­ще­го на небе, воз­бран­ная Во­е­во­да, Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, упо­тре­би­ла спу­стя зна­чи­тель­ное вре­мя на сле­ду­ю­щую свою во­ин­скую служ­бу.
Ко­гда свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий мо­лил­ся пред ико­ною Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, – при ко­то­рой бы­ло изо­бра­же­ние и свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Мер­ку­рия с ко­пьем, как во­и­на, – чтобы зло­че­сти­вый царь Юли­ан От­ступ­ник, ве­ли­кий го­ни­тель и ис­тре­би­тель пра­во­вер­ных хри­сти­ан, не воз­вра­тил­ся из Пер­сид­ской вой­ны для ис­треб­ле­ния хри­сти­ан­ской ве­ры, то уви­дел, что там, при иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, об­раз свя­то­го Мер­ку­рия сде­лал­ся на неко­то­рое вре­мя неви­ди­мым, по­том по­ка­зал­ся с окро­вав­лен­ным ко­пьем. А в то са­мое вре­мя Юли­ан От­ступ­ник был прон­зен на Пер­сид­ской войне ко­пьем неиз­вест­но­го во­и­на, ко­то­рый тот­час по­сле то­го сде­лал­ся неви­дим. Ока­ян­ный Юли­ан, из­верг­нув вверх хлы­нув­шую из ра­ны кровь, об­ра­ща­ясь к небу с та­ки­ми хуль­ны­ми сло­ва­ми на Хри­ста:
– Ты по­бе­дил, Га­ли­ле­я­нин! – умер со зло­бой на устах.
Это чу­до сде­ла­лось то­гда яв­ным, ибо по мо­лит­вам свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­сла­ла се­го угод­ни­ка Бо­жия и сво­е­го, свя­то­го по­бе­до­нос­но­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Мер­ку­рия, от Церк­ви Тор­же­ству­ю­щей к Церк­ви Во­ин­ству­ю­щей, на казнь бо­го­про­тив­но­го от­ступ­ни­ка Юли­а­на, на за­щи­ту свя­той ве­ры и пра­во­слав­ных хри­сти­ан. Его свя­тым пред­ста­тель­ством и за­щи­тою пусть бу­дем и мы со­хра­не­ны от бо­го­про­тив­ных вра­гов, по­беж­да­е­мых с по­мо­щью его, и бу­дем вме­сте с ним сла­вить Бо­га и Бо­го­ро­ди­цу во ве­ки ве­ков, аминь.

При­ме­ча­ния
[1] Де­кий цар­ство­вал с 249 по 251 г. Ва­ле­ри­ан еди­но­лич­но цар­ство­вал несколь­ко позд­нее (253–260 гг.). На­сто­я­щее жи­тие пред­став­ля­ет его при­ни­мав­шим уча­стие в управ­ле­нии им­пе­ри­ей еще при Де­кии.
[2] Ка­пи­то­лий – храм вер­хов­но­го бо­га Юпи­те­ра и бо­гинь Юно­ны и Ми­нер­вы, на од­ном из хол­мов, на ко­то­рых был рас­ки­нут древ­ний Рим, сто­ли­ца Рим­ской им­пе­рии. Холм этот вме­сте с хра­мом был глав­ным свя­ти­ли­щем и на­зы­вал­ся Ка­пи­то­лий­ским.
[3] Вар­ва­ра­ми гре­ки и рим­ляне на­зы­ва­ли ино­пле­мен­ни­ков. Са­мое на­зва­ние ука­зы­ва­ет на лю­дей с непо­нят­ною ре­чью. Здесь ра­зу­ме­ют­ся, ве­ро­ят­но, го­ты, на войне с ко­то­ры­ми Де­кий несколь­ко позд­нее был убит.
[4] Соб­ствен­но Ар­ме­ния гра­ни­чи­ла на се­ве­ре с Кол­хи­дою, Ибе­ри­ей и Ал­ба­ни­ей, на за­па­де с Ма­лой Ази­ей, на юге-во­сто­ке и во­сто­ке с Ми­ди­ею и Ас­си­ри­ею. Пер­во­на­чаль­но она на­хо­ди­лась в за­ви­си­мо­сти от ас­си­ри­ян, ми­дян и пер­сов, по­том слу­жи­ла пред­ме­том раз­до­ра меж­ду пар­фя­на­ми и рим­ля­на­ми, за­тем меж­ду рим­ля­на­ми и пер­са­ми, и по­пе­ре­мен­но за­ви­се­ла то от тех, то от дру­гих. Ар­ме­ния пер­вая ле­жа­ла близ во­сточ­ной ча­сти юж­но­го бе­ре­га Пон­та Евк­син­ско­го (Чер­но­го Мо­ря), Ар­ме­ния вто­рая и тре­тья на юго-за­пад, чет­вер­тая – на юг от пер­вой.
[5] Три­бун – рим­ское на­зва­ние на­чаль­ни­ка вой­ско­вой ча­сти, сред­нее меж­ду на­шим пол­ков­ни­ком и рот­ным ко­ман­ди­ром.
[6] Об­раз ре­чи за­им­ство­ван из Еван­ге­лия (ср. Лк.23:31, Ин.15:1-6). В этих сло­вах свя­той Мер­ку­рий вы­ра­жа­ет ту мысль, что хо­тя отец его был хри­сти­а­ни­ном, сам он оста­вал­ся, од­на­ко же, до сих пор языч­ни­ком, не за­бо­тив­шим­ся о про­све­ще­нии хри­сти­ан­скою ве­рою.
 Еф.4:24. Это вы­ра­же­ние ука­зы­ва­ет на со­вер­шив­шу­ю­ся в свя­том Мер­ку­рии, чрез Кре­ще­ние, си­лою бла­го­да­ти Хри­сто­вой, пе­ре­ме­ну мыс­лей и чувств. Вме­сто преж­не­го при­стра­стия к язы­че­ско­му об­ра­зу жиз­ни он был пре­ис­пол­нен те­перь го­тов­но­сти к со­вер­ше­нию по­дви­гов хри­сти­ан­ско­го са­мо­от­вер­же­ния.
 Здесь свя­той Мер­ку­рий вы­ра­жа­ет­ся сло­ва­ми мно­го­стра­даль­но­го Иова (Иов.1:21), в ко­то­рых тот вы­ра­зил свою пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей по­сле то­го, как диа­вол по по­пуще­нию Бо­жию ли­шил пра­вед­ни­ка все­го иму­ще­ства. Смысл слов та­кой: не име­ю­щим ни­че­го я ро­дил­ся в ми­ре, ни­че­го из мир­ских благ мне не нуж­но бу­дет, ко­гда я бу­ду уми­рать.
  В смыс­ле на­смеш­ки, вы­ра­же­ние: "честь" упо­треб­ле­но вме­сто – "бес­че­стия".
  Свя­той, поль­зу­ясь вы­ше­при­ве­ден­ным вы­ра­же­ни­ем му­чи­те­ля, утвер­жда­ет ту мысль, что в му­че­ни­ях за имя Хри­сто­во за­клю­ча­ет­ся для него не бес­че­стие, а, на­про­тив, ве­ли­кая честь.
  Т. е. – что име­ет зна­че­ние для че­ло­ве­ка толь­ко на вре­мя его крат­кой зем­ной жиз­ни, ка­ко­вы: бо­гат­ства, сла­ва, по­че­сти и т. п. Всё это остав­ля­ет че­ло­ве­ка, по­ги­ба­ет для него, при на­ступ­ле­нии смер­ти.
 Т. е. – ду­хов­ный, небес­ные бла­га. Об­раз ре­чи за­им­ство­ван из Мф.6:19-20.
[13] Ски­фы – древ­ний на­род, ко­то­рый жил ча­стью в се­вер­ных пре­де­лах за­пад­ной Азии, до Кас­пий­ско­го мо­ря, пре­иму­ще­ствен­но же по се­вер­ным бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря, при­чем се­вер­ные гра­ни­цы рас­се­ле­ния ски­фов бы­ли неиз­вест­ны древним.
[14] Т. е. – Цар­ство Небес­ное. Вы­ра­же­ние за­им­ство­ва­но из Посл. к Евр.12:22.
[15] Так Хри­стос на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что Он чрез Свою зем­ную жизнь, в осо­бен­но­сти чрез крест­ные стра­да­ния и смерть, дал на все вре­ме­на вы­со­чай­ший при­мер по­дви­га по­слу­ша­ния во­ле Бо­жи­ей и са­мо­от­вер­жен­но­го слу­же­ния лю­дям.
[16] Кап­па­до­кия – во­сточ­ная об­ласть Ма­лой Азии.
[17] Здесь нуж­но ра­зу­меть му­ла или ос­ла, на ко­то­рых ез­ди­ли и пе­ре­во­зи­ли неболь­шие тя­же­сти. Для пе­ре­воз­ки бо­лее зна­чи­тель­ных тя­же­стей слу­жи­ли вер­блю­ды.
[18] Имя Ке­са­рии но­си­ли несколь­ко рим­ских го­ро­дов. Здесь ра­зу­ме­ет­ся Ке­са­рия – сто­ли­ца Кап­па­до­кии, на­зван­ная так им­пе­ра­то­ром Ти­ве­ри­ем (ра­нее на­зы­ва­лась Ма­за­на).
[19] Вы­ра­же­ние 2Тим.4:8. Те­че­ние – путь зем­ной жиз­ни, в осо­бен­но­сти – му­че­ни­че­ских стра­да­ний и смер­ти; ве­нец по­дви­га – ве­нец сла­вы в небес­ном Цар­стве, за­слу­жен­ный му­че­ни­че­ским по­дви­гом.
[20] Вы­ра­же­ние за­им­ство­ва­но из Флп.1:23. Апо­стол вы­ра­жал же­ла­ние ско­рее уме­реть, чтобы, осво­бо­див­шись от те­ла, тес­нее со­еди­нить­ся ду­шою со Хри­стом в Его небес­ном цар­ствии.
[21] Св. Ва­си­лий Ве­ли­кий ро­дил­ся в 330 г., в бла­го­че­сти­вом се­мей­стве, в Кап­па­до­кии, по­лу­чил об­шир­ное свет­ское и ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние. Пер­во­на­чаль­но вме­сте с сво­им дру­гом, св. Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом, про­во­дил от­шель­ни­че­скую жизнь, по­том был по­став­лен сна­ча­ла пре­сви­те­ром, а за­тем в 370 г. епи­ско­пом Ке­са­рий­ским. По­доб­но св. Афа­на­сию Алек­сан­дрий­ско­му, был рев­ност­ным за­щит­ни­ком пра­во­сла­вия в эпо­ху ари­ан­ских смут и на­пи­сал для за­щи­ты и рас­кры­тия пра­во­слав­но­го уче­ния мно­го за­ме­ча­тель­ных со­чи­не­ний, за что Цер­ковь и да­ла ему на­зва­ние Ве­ли­ко­го. Умер в 379 го­ду.
[22] Им­пе­ра­тор Юли­ан цар­ство­вал с 361 по 363 г. Сде­лав­шись им­пе­ра­то­ром, он от­сту­пил от хри­сти­ан­ской ве­ры и по­ста­вил за­да­чею сво­ей жиз­ни вос­ста­нов­ле­ние язы­че­ства. По­се­му он и на­зы­ва­ет­ся От­ступ­ни­ком.
[23] Пер­сы жи­ли в Азии, близ Пер­сид­ско­го за­ли­ва. В раз­ное вре­мя гра­ни­цы стра­ны бы­ли раз­ные. С во­ца­ре­ни­ем сре­ди них ди­на­стии Сас­са­ни­дов (в 226 г. по Р. Хр.), ве­ли неод­но­крат­но вой­ны с рим­ля­на­ми. Пер­сид­ская вой­на, во вре­мя ко­то­рой был убит Юли­ан, от­но­сит­ся к цар­ство­ва­нию пер­сид­ско­го ца­ря Са­по­ре­са II.

Молитвы

Тропарь великомученика Меркурия

глас 4
Мученик Твой, Господи, Меркурий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак великомученика Меркурия

глас 4
Во бранех непобедимаго воина/ и в бедах непостыдна заступника,/ песньми Меркурия ублажим, славяще,/ празднующия бо память его весело// от бед избавляет и скорбей.
показать все

Каноны и Акафисты

Акафист великомученику Меркурию Кесарийскому

глас 8
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
25 декабря 2012 года
(журнал № 131)

Конда́к 1

Подо́бен: Взбра́нной Воево́де:
Избра́нному от во́инства земна́го в небе́сное,
предстоя́щему Престо́лу Царя́ Сла́вы,
великому́ченику Мерку́рию благогове́йное пе́ние прино́сим:
моли́ся усе́рдно ко Го́споду за лю́ди, почита́ющия
и во умиле́нии воспева́ющия тя:
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

И́кос 1

А́нгел Госпо́день, еще́ язы́чнику ти су́щу, Мерку́рие, предуказа́ твое́ служе́ние ко сла́ве и́мене Бо́жия, егда́ призва́ тя от Арме́нии в Рим и даде́ ти меч на побе́ду, и́мже ди́вная сотвори́л еси́. Сего́ ра́ди приле́жно вопие́м:
Ра́дуйся, сосу́де, Бо́гом избра́нный;
ра́дуйся, десни́цею Бо́жиею незри́мо води́мый.
Ра́дуйся, Сла́вою Бо́жиею прославля́емый;
ра́дуйся, вре́менным ве́чному послужи́вый.
Ра́дуйся, А́нгелы укрепля́емый;
ра́дуйся, в страда́нии вене́ц сла́вы получи́вый.
Ра́дуйся, всели́выйся в черто́ги ми́ра Го́рняго;
ра́дуйся, моли́твенно не оставля́яй ми́ра до́льняго.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 2

Ви́дя о́ком теле́сным ду́ха безпло́тнаго и уши́ма слы́ша глаго́лы: "Не забу́ди Го́спода Бо́га твоего́, егда́ победи́ши враго́в!", се́рдцем прия́л еси́, Мерку́рие, повеле́ние сие́ а́нгельское и во умиле́нии рекл еси́: Аллилу́ия.

И́кос 2

Разуме́ти тща́щеся толи́кую си́лу твою́, дивля́хуся во́ини, о́крест тебе́ стоя́щии, толи́цей си́ле твое́й, не ве́дуще ору́жия, от А́нгела тебе́ вруче́ннаго; мы же, Ду́хом Святы́м позна́вше си́лу Бо́жию, в тебе́ явле́нную, навыко́хом пе́ти:
Ра́дуйся, меч, вве́ренный Бо́гом, сохрани́вый;
ра́дуйся, зало́г благода́ти в себе́ возрасти́вый.
Ра́дуйся, мече́м а́нгельским полки́ ва́рварския порази́вый;
ра́дуйся, ве́рою пре́лесть и́дольскую низложи́вый.
Ра́дуйся, ра́дости ми́ра сего́ ни во что́же вмени́вый;
ра́дуйся, ве́чней ра́дости себе́ угото́вавый.
Ра́дуйся, си́лу Бо́жию в себе́ яви́вый;
ра́дуйся, повеле́ние а́нгелово испо́лнивый.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 3

Си́лы Бо́жия в тебе́ не ве́дая, сла́вне Мерку́рие, Де́кий нечести́вый поста́ви тя над во́йском свои́м нача́льствовати: ты же, ни во что вменя́я ми́лости и да́ры его́, в нищете́ духо́вней Исто́чнику ми́лостей вся́ческих и щедро́т взыва́л еси́: Аллилу́ия.

И́кос 3

Име́я А́нгела попече́ние о тебе́, свя́те Мерку́рие, воздвиза́юща тя не то́кмо от сна теле́снаго, но подвиза́юща на бо́дрствование духо́вное и по́прище страда́льческое, благода́рне подъя́л еси́ служе́ние сие́. Сего́ ра́ди вопие́м ти сицева́я:
Ра́дуйся, зре́нием А́нгелов небе́сных почте́нный;
ра́дуйся, попече́нием их не оста́вленный.
Ра́дуйся, ко спасе́нию и́ми побужда́емый;
ра́дуйся, Ду́ха Свята́го хра́ме освяще́нный.
Ра́дуйся, све́том нетле́нным сия́яй;
ра́дуйся, путь к жи́зни ве́чней освеща́яй.
Ра́дуйся, благове́стие Бо́жие прие́мляй;
ра́дуйся, благодаре́ние о нем воздая́й.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 4

Бу́ря жите́йских смяте́ний не устраши́ тя, до́блий во́ине Христо́в, егда́ воспомяну́л еси́ словеса́ роди́телева: блаже́нни во́ини Царя́ Небе́снаго, и устреми́лся еси́ се́рдцем твои́м в во́инство сие́, отреша́яся от по́честей земны́х, вопия́ Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 4

Слы́ша вразумле́ние а́нгельское, воспомяну́л еси́ наставле́ние роди́телево, и, умили́вся се́рдцем, рыда́л еси́: "Увы́ мне, гре́шному, ка́ко и́зсше душа́ моя́, не ве́дящи ко́рене богопозна́ния! Ка́ко предста́ну Ти, Бо́же, в час после́дний и сме́ртный, ко́е сло́во изреку́ во оправда́ние гре́шныя души́ моея́?" Мы же, таковы́м покая́нием вразумля́еми, глаго́лем ти:
Ра́дуйся, слеза́ми ду́шу омы́вый;
ра́дуйся, чи́ста себе́ Бо́гу яви́вый.
Ра́дуйся, покая́нию нас науча́яй;
ра́дуйся, ру́це к Бо́гу за ны воздева́яй.
Ра́дуйся, моли́твами твои́ми нас спаса́яй;
ра́дуйся, житие́м твои́м нас вразумля́яй.
Ра́дуйся, о́браз чистоты́ в себе́ яви́вый;
ра́дуйся, Це́рковь Христо́ву украси́вый.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 5

Звездо́ю богоразу́мия наставля́емь, не прине́сл еси́ же́ртвы богоме́рзкия, жела́я после́довати пути́ Христо́ву и сподо́битися пи́ти ча́шу Его́. Сего́ ра́ди пре́дан, оклеве́тан и зауше́н был еси́, я́коже и Госпо́дь твой, во смире́нии прие́мля сия́ и вопия́: Аллилу́ия.

И́кос 5

Ви́дя тя, долготерпели́ве Мерку́рие, совле́кшася, по словеси́ апо́стольскому, ве́тхаго челове́ка с дея́ньми его́ и обле́кшася чрез очисти́тельная страда́ния в но́ваго, по о́бразу Бо́жию и подо́бию сотворе́ннаго, во умиле́нии пое́м ти:
Ра́дуйся, же́ртву себе́ живу́ю Бо́гу яви́вый;
ра́дуйся, зауше́нием стра́сти грехо́вныя умертви́вый.
Ра́дуйся, кро́вию креще́ние прия́вый;
ра́дуйся, в нем Ду́ха Бо́жия стяжа́вый.
Ра́дуйся, ве́рою житие́ преобрази́вый;
ра́дуйся, ея́ ра́ди страда́ти изво́ливый.
Ра́дуйся, служе́нию любве́ поревнова́вый;
ра́дуйся, наде́ждою ду́шу испо́лнивый.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 6

Пропове́дника си́лы Бо́жия, я́же в тебе́, не ве́дая, Де́кий безбо́жный ужасе́ся. Мы же, благода́ти Бо́жия тя испо́лнена, я́ко ча́до Бо́жие, испове́дующе, вопие́м Творцу́ на́шему: Аллилу́ия.

И́кос 6

Возсия́ свет в души́ твое́й, страда́льче, егда́, отве́ржену ми́ром, в темни́цу ведо́му и опеча́лену, А́нгел яви́ся ти и глаго́ла: "Мужа́йся! Разреша́яй печа́ли вся́кия Госпо́дь зрит тя!" Мы же, толи́кому о тебе́ попече́нию дивя́щеся, зове́м:
Ра́дуйся, я́ко апо́стол Петр, А́нгелом укрепля́емый;
ра́дуйся, печа́ли вся́кия избавля́емый.
Ра́дуйся, христиани́на себе́ испове́давый;
ра́дуйся, ра́зумом Боже́ственным просвеще́нный.
Ра́дуйся, уз теле́сных разреши́тися возжеле́вый;
ра́дуйся, в ру́це Бо́жии себе́ преда́вый.
Ра́дуйся, Го́спода ве́рный служи́телю;
ра́дуйся, Го́рняго Иерусали́ма жи́телю.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 7

Хотя́ вразуми́ти нечести́ваго царя́, яви́лся еси́ тому́, великому́чениче, рек: "Исцеле́ние от Го́спода прия́х, да побежду́ тя и отца́ твоего́ диа́вола", – и та́ко глаго́ля, вопия́л еси́ в Тро́ице сла́вимому и покланя́емому Еди́ному Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 7

Но́вая муче́ния изобре́те тебе́ науча́емый от диа́вола Де́кий нечести́вый: повеле́ истяза́ти тя мече́м и огне́м; ты же, ве́дая, я́ко гони́тель сей не и́мать вла́сти над душе́ю твое́ю, смире́нно претерпе́л еси́ вся, о ни́хже тебе́ пое́м:
Ра́дуйся, до́блестне истяза́ния терпе́вый;
ра́дуйся, а́нгельскую песнь в страда́ниих воспе́вый.
Ра́дуйся, муче́нием вре́менным ве́чнаго изба́вленный;
ра́дуйся, небе́снаго венца́ удосто́енный.
Ра́дуйся, кро́вию му́ченическою пла́мень угаси́вый;
ра́дуйся, темни́цу я́ко черто́г Бо́жий вмени́вый.
Ра́дуйся, Го́спода пред собо́ю зряй;
ра́дуйся, ны́не одесну́ю его́ предстоя́й.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 8

Стра́нное чу́до зрим тя, му́чениче Мерку́рие, неопа́льна и неврежде́нна стоя́ща, исцеле́нна су́ща, и Христа́ Бо́га и́стинна испове́дающа, и благода́рне взыва́юща Ему́: Аллилу́ия.

И́кос 8

Весь быв подо́бен отроко́м в пе́щи халде́йстей, му́чениче Христо́в, в пла́мени горя́щем неопа́лен пребыва́я и ро́су благода́ти от Го́спода восприи́м, научи́л еси́ нас со умиле́нием воспева́ти си́це:
Ра́дуйся, све́том Ева́нгельским озаре́нный;
ра́дуйся, Враче́м душ и теле́с исцеле́нный.
Ра́дуйся, в му́ченических по́двизех И́стину возвеща́яй;
ра́дуйся, воскресе́ния, по словеси́ Христо́ву, ча́яй.
Ра́дуйся, сла́вен в со́нме святы́х явле́нный;
ра́дуйся, мно́гими ра́нами испещре́нный.
Ра́дуйся, Христо́во благоуха́ние источа́яй;
ра́дуйся, его́же и нас сподобля́яй.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 9

Вся́кое естество́ ужасе́ся, ви́дя тя, страда́льче, на смерть ведо́ма, смире́нна и незло́бива, проще́ния мучи́телем от Бо́га прося́ща, небе́сных селе́ний дости́гнути жела́юща, во е́же пе́ти: Аллилу́ия.

И́кос 9

Вети́и суему́дреннии ничесо́же изрещи́ возмо́гут о явле́нии тебе́ Творца́ вся́ческих, И́же Сам рече́: "Мерку́рие, прииди́ ко Мне, и Аз упоко́ю тя, приими́ вене́ц по́двига твоего́". Мы же в похвалу́ тебе́ прино́сим:
Ра́дуйся, водо́ю живо́ю напое́нный;
ра́дуйся, доброде́тельми, я́ко би́сером, украше́нный.
Ра́дуйся, главу́ на усече́ние подклони́вый;
ра́дуйся, вене́ц сла́вы прие́мый.
Ра́дуйся, и́дольскую пре́лесть низложи́вый;
ра́дуйся, предста́тельством твои́м нас уте́шивый.
Ра́дуйся, Со́лнца Пра́вды луче́ не угаса́ющая;
ра́дуйся, свеще́ в неразу́мии су́щих просвеща́ющая.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 10

Спасе́ние дарова́ ти Госпо́дь, во́ине Христо́в непобеди́ме, и возра́довася Це́рковь торжеству́ющая, ви́дящи Го́спода я́ко Отца́ чадолюби́ва, во объя́тия Своя́ прие́мшаго чи́стую ду́шу твою́, и гла́сом ве́лиим возгласи́: Аллилу́ия.

И́кос 10

Сте́ну непоколеби́му воздви́же тя ве́рным Госпо́дь, не то́кмо ду́шу твою́ просла́ви, но и те́ло страда́льческое сла́вою украси́ и облагоуха́, досточу́дне му́чениче. Мы же, Сла́ву Бо́жию ви́дяще на тебе́, зове́м:
Ра́дуйся, кади́ло благоуха́нное;
ра́дуйся, ми́ро драгоце́нное.
Ра́дуйся, бога́тство нетле́нное да́руяй;
ра́дуйся, от нищеты́ избавля́яй.
Ра́дуйся, исцеле́ния оби́льно источа́яй;
ра́дуйся, душе́вных обстоя́ний свобожда́яй.
Ра́дуйся, спаси́тельного терпе́ния о́браз яви́вый;
ра́дуйся, тве́рдому стоя́нию в ве́ре Христо́ве научи́вый.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 11

Пе́ние моли́твенное принесе́ святи́тель Васи́лий пред ико́ною Пречи́стыя Богоро́дицы, иде́же и ты, я́ко страж вели́чия Ея́, изображе́н был еси́: и а́бие о́браз твой сокры́ся и посе́м с копие́м, кро́вию обагре́нным, па́ки яви́ся. В сем святи́тель Христо́в уразуме́в сверше́ние во́ли Бо́жия о избавле́нии Це́ркве от Иулиа́на отсту́пника, рече́: Аллилу́ия.

И́кос 11

Свет Христо́в возсия́ в Це́ркви святе́й, егда́ чуде́сне повеле́ ти Госпо́дь порази́ти прего́рдаго отсту́пника копие́м твои́м, и та́ко положи́ коне́ц гоне́нием на Це́рковь Свою́ от о́наго. Мы же, сла́вяще смотре́ние Прему́дрости Бо́жия, тебе́ пое́м:
Ра́дуйся, благоче́стием, я́ко мо́лния, блиста́яй;
ра́дуйся, гро́ме, злоче́стие поража́яй.
Ра́дуйся, поклоне́ние тва́ри упраздни́вый;
ра́дуйся, кресто́м побе́ду возвести́вый.
Ра́дуйся, во́ине благознамени́тый;
ра́дуйся, венцено́сче наро́читый.
Ра́дуйся, моли́твам на́шим внима́яй;
ра́дуйся, вся́каго зла избавля́яй.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 12

Благода́тию Бо́жиею спасы́й ду́шу твою́, страстоте́рпче святы́й, не преста́й и о нас, грехми́ до́лу пове́рженных, возноси́ти моле́ния те́плая к Престо́лу Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих, да возмо́жем во сла́ве взыва́ти Ему́:Аллилу́ия.

И́кос 12

Пою́щим твое́ заступле́ние и притека́ющим к тебе́, му́чениче Мерку́рие, предста́тель ве́рный бу́ди и не отве́ржи нас, ны́не моля́щихся тебе́ и из глубины́ души́ взыва́ющих:
Ра́дуйся, Творцу́ вселе́нныя предстоя́й;
ра́дуйся, за лю́ди Бо́га прося́й.
Ра́дуйся, сто́лпе церко́вный, ве́ру утвержда́яй;
ра́дуйся, сове́ты нечести́вых разруша́яй.
Ра́дуйся, све́те, благоче́стие возраща́яй;
ра́дуйся, мглу грехо́вную истребля́яй.
Ра́дуйся, к покая́нию нас призыва́яй;
ра́дуйся, наде́жду на спасе́ние полага́яй.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.

Конда́к 13

О страстоте́рпче до́блий, му́чениче сла́вный, свя́те Мерку́рие! Ны́нешнее на́ше прие́м приноше́ние, не преста́й Го́спода моли́ти, да изба́вит нас твои́м хода́тайством гее́нны о́гненныя и сподо́бит воспева́ти с ли́ки а́нгельскими побе́дную песнь: Аллилу́ия.
Сей конда́к глаго́лется три́жды. И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.

Моли́тва

О великому́чениче святы́й и до́блий во́ине Христо́в Мерку́рие, страда́нием, кро́вию и сме́ртию свое́ю ве́рность Христу́ и Це́ркви Его́ свиде́тельствовавый и сего́ ра́ди вене́ц жи́зни от Него́ прие́мый! Ны́не в хвале́бных пе́снех тебе́ прославля́юще, смире́нно к тебе́ припа́даем и усе́рдно мо́лим: предста́тель бу́ди пред Бо́гом о душа́х на́ших неусы́пный, умоли́ Влады́ку Го́спода, да сохрани́т Святу́ю Це́рковь Свою́ и всех чад ея́ в сою́зе любве́ и единомы́слии, да утверди́тся мир и безмяте́жие в лю́дех, во оте́честве на́шем живу́щих, да позна́ют вси, я́ко Христо́с есть Путь, И́стина и Жи́знь, и да прии́дут к Нему́ вси тружда́ющиися и обремене́ннии, и упоко́ит их. О вели́кий уго́дниче Бо́жий! Кре́пкое стоя́ние в ве́ре на́шей да́руй нам, благода́тную по́мощь нам низпосли́, да ми́рное, ти́хое и богоуго́дное житие́ поживе́м в ве́це сем и досто́йно с тобо́ю в день о́ный восхва́лим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в.Ами́нь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий