пятница, 16 августа 2013 г.

17 августа 1807 В первое плавание отправилось паровое речное судно «Норт-Ривер»

17 августа  1807  В первое плавание отправилось паровое речное судно «Норт-Ривер»



      В первое плавание отправилось паровое речное судно «Норт-Ривер» (North River Steamboat) американского изобретателя Роберта ФУЛТОНА (1765—1815). Тем самым было положено начало систематическому паровому судоходству.

Роберта ФУЛТОНА



   Отплыв из Нью-Йорка от стен тюрьмы одноименного штата вверх по течению реки Гудзон, Фултон заночевал в усадьбе «Клермонт» своего партнера Роберта ЛИВИНГСТОНА, а потом добрался до столицы штата города Олбани, преодолев разделяющие города 150 миль за 32 часа. Парусным судам требовалось для этого почти четверо суток. После столь убедительной демонстрации преимуществ парохода началось его постоянное движение на линии Нью-Йорк — Олбани.

  Первый проект судна с гребным колесом Фултон придумал, когда ему еще не было и 14 лет, но вновь вернулся к этой идее лишь годы спустя в Англии, где он учился маcтерству живописца. Ставшие широко применяться паровые машины Джеймса УАТТА не могли не привлечь внимания Фултона. Но ни на родине, ни у англичан его предложения не вызвали интереса. Перебравшись в Париж, Фултон построил там подводную лодку, названную им «Наутилус», и свой первый пароход, плававший по Сене, но НАПОЛЕОН, первоначально оказывавший изобретателю поддержку, вскоре ее прекратил, занятый планами завоевания мирового господства.

  Провидцем оказался лишь посланник США в те годы во Франции Ливингстон, который с энтузиазмом встретил опыты Фултона и после ухода в отставку приобрел монополию на пароходное судоходство в водах Нью-Йорка и стал партнером изобретателя. Пароход Фултона имел машину мощностью 20 л. с. и весьма солидные размеры: его длина достигала 40 с половиной метров. Уже после его смерти биограф Фултона почему-то дал пароходу название «Клермонт», под которым он и вошел в историю, тогда как другая, более романтическая, но тоже придуманная версия «Катарина Клермонт» (в честь племянницы Ливингстона, ставшей женой Фултона) не прижилась.

  Следом за американцами пароходы стали строить в Канаде, Великобритании, а в 1815 был построен первый русский пароход. Тогда же в русском языке появилось и само это слово. Прежде такие суда звались «стимботами», паровыми ботами или кораблями, а следом в обиход вошло принятое во Франции название «пиpocкaф», т. е. «судно, движимое огнем», а пароходами какое-то время звали паровозы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий