четверг, 18 сентября 2014 г.
среда, 17 сентября 2014 г.
17 сентября ( 04 сентября ст.стиля) - Неопалимая купина
17 сентября ( 04 сентября ст.стиля) - Неопалимая купина
“Неопалимая Купина”
“Неопалимая Купина”, чудотворная
икона Пресвятой Богородицы. Середину иконы
занимает звезда восьмиконечная, в центре которой
образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре
зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие
четыре луча — красное пламя горящей купины. На
некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам
внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь
основана на греческом сказании, по которому
Архангелы составили имя первого человека по
звездам, взятым с четырех концов света: Архангел
Михаил — с Востока букву “А” от звезды
“Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от
Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил —
букву “А” от Северной звезды “Арктос” и
Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии”
букву “М”.
икона Пресвятой Богородицы. Середину иконы
занимает звезда восьмиконечная, в центре которой
образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре
зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие
четыре луча — красное пламя горящей купины. На
некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам
внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь
основана на греческом сказании, по которому
Архангелы составили имя первого человека по
звездам, взятым с четырех концов света: Архангел
Михаил — с Востока букву “А” от звезды
“Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от
Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил —
букву “А” от Северной звезды “Арктос” и
Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии”
букву “М”.
Богоматерь держит в руках Спасителя и
свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы
размещены пророчества, связанные с Воплощением
Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре
которой образ Богоматери “Знамения” с
Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль
перед закрытыми вратами “видевши на востоке
ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог
вошед ими” (Иез. 44: 1-2).
свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы
размещены пророчества, связанные с Воплощением
Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре
которой образ Богоматери “Знамения” с
Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль
перед закрытыми вратами “видевши на востоке
ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог
вошед ими” (Иез. 44: 1-2).
Видение пророку Исаие Серафима “в руце
у него горящий уголь, который он взял клещами с
жертвенника” (Ис. 6: 6). Горящий уголь — символ
Христа, клещи — символ Богоматери (см. икону
“Уголь Исаево”). На некоторых иконах
“Неопалимой Купины” добавляется “Корень Древа
Иереева”, по пророчеству Исайи: “вместо
терновника вырастет кипарис... в знамение вечное
несокрушимое” (Ис. 11: 10; 55: 13).
у него горящий уголь, который он взял клещами с
жертвенника” (Ис. 6: 6). Горящий уголь — символ
Христа, клещи — символ Богоматери (см. икону
“Уголь Исаево”). На некоторых иконах
“Неопалимой Купины” добавляется “Корень Древа
Иереева”, по пророчеству Исайи: “вместо
терновника вырастет кипарис... в знамение вечное
несокрушимое” (Ис. 11: 10; 55: 13).
Богоматерь “Царица Небесная”,
честнейшая Херувим и славнейшая Серафим,
окружена подвластными Ей небесными силами —
архангелами и ангелами стихий: грома, молнии,
росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел
держит соответствующий “атрибут”, как чашу,
фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз),
нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их
распределение вокруг Богоматери меняется по
выбору иконописца. Ангелы светил и небесных
стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются
ангелы звезд, облака, молнии, града и
землетрясения. Представление об ангелах,
управляющих светилами и стихиями, было принято с
верою в средние века. Летописец Нестор, отмечая
таинственный огненный столп, появившийся над
Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего
сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96,
121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что
Богоматерь посылает, через посредство ангелов,
молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но
бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть
предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и
карательная сила превращается в заступничество
и милосердие.
Первая икона “Неопалимой Купины” была
привезена на Русь из Синая палестинскими
старцами в 1390. Иконе приписывается
чудодейственная сила защиты от огня “огненного
опаления”. На Синае поют службу иконе во время
сильных гроз; в России обносили икону во время
пожаров, предохраняя соседние здания от огня.
привезена на Русь из Синая палестинскими
старцами в 1390. Иконе приписывается
чудодейственная сила защиты от огня “огненного
опаления”. На Синае поют службу иконе во время
сильных гроз; в России обносили икону во время
пожаров, предохраняя соседние здания от огня.
Появление “Неопалимой Купины” в Москве
связано со следующим преданием: стремянный конюх
царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин,
человек богатый, особенно уважал икону
Богоматери “Неопалимой Купины”, стоявшую в
святых сенях при царской Грановитой палате, и
каждый раз, когда приходил во дворец и уходил,
усердно молился пред нею; наконец он пожелал
построить во имя ее храм по следующему случаю.
Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь
оправдаться пред ним, Колошин с еще большим
усердием начал молиться пред иконою “Неопалимой
Купины”, прося Царицу Небесную защитить его;
молитва была скоро услышана. Царю Феодору
Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила
конюшего невинным; царь велел исследовать дело
Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда
и возвратил свое прежнее расположение к нему. В
благодарность своей Избавительнице Колошин
выпросил у царя икону “Неопалимой Купины”,
построил во имя ее храм, который и доселе
находится на том же месте. Построение храма
относится к 1680. Предание прибавляет и другие
случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в
Москве был сильный пожар, эту икону обносили
вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и
те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом
приходе замечают, что в нем бывают очень редко
пожары, да и те очень незначительны, несмотря на
то что это место застроено преимущественно
частыми деревянными домами, — и это приписывают
особенному покровительству Богоматери. 2)
Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря,
находящегося недалеко от Неопалимовской церкви,
Введенский, лично сообщил одному из
священнослужителей этой церкви следующее: “В 1812,
когда Москва была занята французскими войсками,
оставшись один в монастыре, я был однажды испуган
неожиданным приходом польского солдата, который,
отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил
возвратить ее в ту церковь, где она была похищена,
и прибавил к этому, что с того времени, как он снял
ее, его мучит сильная тоска”. Эту ризу по выходе
из Москвы французов протоиерей возвратил в
Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется
еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией
Матери “Неопалимая Купина” произошло от
видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины
(куста терновника), которое изображало
Приснодевство Богородицы, и на этой иконе
Пресвятая Богородица обыкновенно изображается
окруженною пламенем.
связано со следующим преданием: стремянный конюх
царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин,
человек богатый, особенно уважал икону
Богоматери “Неопалимой Купины”, стоявшую в
святых сенях при царской Грановитой палате, и
каждый раз, когда приходил во дворец и уходил,
усердно молился пред нею; наконец он пожелал
построить во имя ее храм по следующему случаю.
Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь
оправдаться пред ним, Колошин с еще большим
усердием начал молиться пред иконою “Неопалимой
Купины”, прося Царицу Небесную защитить его;
молитва была скоро услышана. Царю Феодору
Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила
конюшего невинным; царь велел исследовать дело
Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда
и возвратил свое прежнее расположение к нему. В
благодарность своей Избавительнице Колошин
выпросил у царя икону “Неопалимой Купины”,
построил во имя ее храм, который и доселе
находится на том же месте. Построение храма
относится к 1680. Предание прибавляет и другие
случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в
Москве был сильный пожар, эту икону обносили
вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и
те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом
приходе замечают, что в нем бывают очень редко
пожары, да и те очень незначительны, несмотря на
то что это место застроено преимущественно
частыми деревянными домами, — и это приписывают
особенному покровительству Богоматери. 2)
Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря,
находящегося недалеко от Неопалимовской церкви,
Введенский, лично сообщил одному из
священнослужителей этой церкви следующее: “В 1812,
когда Москва была занята французскими войсками,
оставшись один в монастыре, я был однажды испуган
неожиданным приходом польского солдата, который,
отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил
возвратить ее в ту церковь, где она была похищена,
и прибавил к этому, что с того времени, как он снял
ее, его мучит сильная тоска”. Эту ризу по выходе
из Москвы французов протоиерей возвратил в
Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется
еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией
Матери “Неопалимая Купина” произошло от
видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины
(куста терновника), которое изображало
Приснодевство Богородицы, и на этой иконе
Пресвятая Богородица обыкновенно изображается
окруженною пламенем.
В г. Славянске Харьковской епархии, в
Троицкой церкви имеется чудотворная икона
“Неопалимая Купина”. Она написана по следующему
случаю. В 1820-21 в этом городе происходили частые
пожары от поджогов. Приняты были все меры к
открытию поджигателей, но злодея не могли найти.
В это время одной старушке Бельницкой, которая
первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во
сне, сказал, что если будет написан образ
“Неопалимой Купины” и будет совершено пред ним
молебствие, то пожары прекратятся. Старушка
открыла свой сон городскому протоиерею. Образ
был написан, и после молебствия пред ним в этот же
день была открыта виновница пожаров — малоумная
девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары
прекратились.
Троицкой церкви имеется чудотворная икона
“Неопалимая Купина”. Она написана по следующему
случаю. В 1820-21 в этом городе происходили частые
пожары от поджогов. Приняты были все меры к
открытию поджигателей, но злодея не могли найти.
В это время одной старушке Бельницкой, которая
первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во
сне, сказал, что если будет написан образ
“Неопалимой Купины” и будет совершено пред ним
молебствие, то пожары прекратятся. Старушка
открыла свой сон городскому протоиерею. Образ
был написан, и после молебствия пред ним в этот же
день была открыта виновница пожаров — малоумная
девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары
прекратились.
Празднуется 4/17 сентября.
* * *
В основе изображения «Неопалимой Купины» —
библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не
сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Богоматери.
Неопалимая
Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор
Внизу иконы
приведены слова из тропаря и дата поновления: Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо есть мы рабы. Да не постыдимся. Возобновлен в 1835 апреля 2 день . |
НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА. Образ известен с ранних
веков христианства. Сложная символико-аллегорическая композиция возникла в 16
веке - с поясным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом на руках,
окруженной небесными сферами и двумя перекрещивающимися прямоугольниками с
вытянутыми заостренными углами (образующими восьмиконечную звезду), В лучах -
воспевающие Богоматерь и поклоняющиеся Ей небесные силы и ангелы-властители
стихий, символы св. евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и
Лев (Марк). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости,
Разума, Страха и Благочестия.
Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная
Иисуса Христа). В углах композиции - видения пророков: в левом верхнем - Моисею
Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем
углу - Исайе - Серафима с горящим углем в щипцах, внизу - слева видение
Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - - лествицы с ангелами.
Синай Рассвет
Сюжет иконы основывается на явлении Бога Саваофа пророку Моисею в горящем
кусте (Исх.3:1-5), переосмыслен как прообраз воплощения Сына Божиего,
и выразился в изображении Богородицы - как один из важнейших ветхозаветных
символов Богоматери. Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в
правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным
Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь
использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они
раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы. О изображении
камня и горы: существует икона "Богоматерь гора нерукосечная" (происходит из
того же иконостаса Спасо-Преображенского монастыря, что и показанная ниже
икона) это восходит к истолкованию пророком Даниилом сна Навуходоносора (Дан.2:27-45)
и пророчеством Аввакума о горе, с которой "грядет Господь" (Авв.3:3)
и псалмами Давида, напр.: "что вы завистливо смотрите, горы высокие, на
гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?" (Пс.67:17).
Кстати, на свитке у Младенца надпись: "Аз есмь прежде Авраама", что как раз
имеет отношение к затронутой нами теме. Вернемся к иконе "Неопалимая
Купина", снова к Соловецкому варианту - как к наиболее четкому и подробному.
Изображения облаков на мафории Богородицы (и лествица) напоминают нам об
Акафисте Пресвятой Богородице: "Радуйся, покрове миру, ширший облака" (икос
4); "Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, мосте,
переводяй сущих от земли на небо" (икос 2). Аллегорические
изображения ветров на ее челе и плечах также восходят к псалмам песнопевца
Давида: "устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею
колесницею, шествуешь на крыльях ветра (Пс.103:3). В этом же псалме
далее: "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь
пылающий" (Пс.103:4)
Богоматерь Неопалимая Купина. Средняя Русь. Конец XVI века. Соловецкий монастырь. Иконостас Спасо-Преображенского монастыря. |
Два перекрещивающиеся ромба
образуют восьмиконечную звезду. Именно из-за этой сложной графической
композиции икона отнесена в один ряд с иконой "Всевидящее Око", но символика
здесь иная, восходящая, кроме лучей славы, к образу Несгораемого куста (ромб
синего или зеленого цвета). Естественно, что красный цвет здесь – цвет
Божественного огня. Снова наблюдаем смешение двух цветов, ассоциирующееся с
хвалением "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".
образуют восьмиконечную звезду. Именно из-за этой сложной графической
композиции икона отнесена в один ряд с иконой "Всевидящее Око", но символика
здесь иная, восходящая, кроме лучей славы, к образу Несгораемого куста (ромб
синего или зеленого цвета). Естественно, что красный цвет здесь – цвет
Божественного огня. Снова наблюдаем смешение двух цветов, ассоциирующееся с
хвалением "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".
Ангелы, ближайшие к Богородице – властители стихий (бури, снега, ветра, дождя,
огня, молнии, града, тьмы и т.п.). У них в руках обычно изображаются чаши с
водой, снегом, градом, разные символические фигурки. Другой ряд ангелов -
символизируют собой дары Святаго Духа: "И произойдет отрасль от корня Иессеева,
и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости
и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним
исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих
решать дела (Ис.11:1-3). (Этот же сюжет - отрасль от корня Иессеева - на
полях иконы).
Если подробнее - Дух Господень коленопреклонен с изображением оплечного Христа в
короне, Дух Премудрости - с вратами в руках, Дух Разума – рукой указует на
венчающую корону, Дух Крепости - с мечом в руке, одет в доспехи, Дух Совета
(озарения) - держит две чаши с белым и красным огнем; рядом Дух Благоденствия с
дарами урожая, и Духи Ведения и Благочестия изображаются внизу, "поближе к
земле".
В других иконах встречаются изображения бесплотных сил и святых. В руках
архангела Михаила (евр. "кто как Бог") - жезл, Гавриил (сила Божия) держит
ветвь, Рафаил (исцеление Божие) - с алавастровым сосудом, Уриил (Бог - мой свет)
- с огненным мечом, Салафиил (молитва к Богу) - с кадилом, Варахиил
(благословение Божие) - с виноградной гроздью. Седьмой архангел - Иегудиил
(хвала Божия), а восьмой - Иеремиил (высота Божия).
Mастерская Храма Христа Спасителя, 1999 г. |
На новой иконе из мастерской
Храма Христа Спасителя Мария окружена символами ангелов, в которых она имеет "постоянных исполнителей воли Своей и Бога". Символы расположены по кругу, "в 12 местах, по числу 12 месяцев в году, так что все перемены температуры и происходящие на земле явления - вредно или благотворно влияющие на плодородие земли и внешнее благополучие людей, ставятся в непосредственную зависимость от ангелов" (Виноградов А.Н. Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы "Неопалимыя Купины". 1877). На иконе Богородица предстает "как Царица небес и вечная Ходатаица пред Сыном: Подательница самых разнообразных благ миру". И основа этих благ - погодные условия, обеспечивающие гарантию урожая. |
.....................................................................................................................
Сюжеты на полях иконы.
Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа)…
Пророк Исайя предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и
Пречистая Матерь Его, произойдут от рода Давидова: "изыдет жезл из корене
Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий" (Ис..11:1-2;
ср.53:2). Под словом "жезл" св. Церковь разумеет Деву Mapию. "Тя жезл Исаия
именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог". Выражение: "корень
Иессеов" (евр.: пень, обрубок), дает мысль об униженном состоянии Давидова рода
в то время, когда происходит из него жезл - Дева Мария.
В углах композиции - видения
пророков: в левом верхнем - Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте… Боговидец Моисей зрел образ Божией Матери в купине горевшей, но не сгоравшей. Купина, объятая огнем, оставалась невредимою: так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила Своего девства. "Образ чистаго рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная". "Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси и Дева пребыла еси". Св. Отец Григорий Нисский говорит: "что там (т.е. в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгорает: так и здесь (т.е. в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна". По этой причине Св. Церковь именует Богоматерь "неопалимою купиною", а христианское искусство нередко изображает Ее окруженною огненным сиянием. |
В правом верхнем углу -
видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах… Св. Церковь говорит, что "сей огнь есть не вещественный, но божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к разуму Божественному всех наставляющая". Разсеяв мрак неверия и распространив свет истиннаго Богознания, Богородица явилась пламенем, наставляющим сущия во тьме", "вводящим в высшую жизнь человечество". |
Внизу - слева видение Иезекиилю затворенных
врат… Пророк Иезекииль говорит: "обрати мя (Господь) на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна, и рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна" (44:1-3). Врата, обращенныя на восток, которыми проходит один Господь - по толкованию Св. Церкви и св. Отцев - Пречистая Дева Богородица. "Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, еюже пройде Иисус". "Дверь Божию провиде Тя Пророк, еюже Сам пройде Един, якоже весть, Дево Пречистая”. “Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, Пророк врата зрящая к свету незаходимому, a6иe Тя позна Божие жилище". Под образом этих врат, пребывших заключенными до прошествия и по прошествии ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; причину же того, что они обращены на восток, надобно видеть в назначении их для входа Господа Иисуса Христа, который называется в Св, Писании "востоком". "Ныне устроены - говорит св. Иоанн Дамаскин - святыя врата со стороны востока, чрез которыя Христос внидет и изыдет - и врата сии будут заключенны". |
Справа - Иакову - лествицы с
ангелами. На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором показана ему лествица, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба (Быт. 28, 12). Эта лествица изображала Пресвятую Деву. "Радуйся - поет Ей св. Церковь - лествице высокая, юже Иаков вид". "Тебе мысленную и одушевленную лествицу, на нейже Бог наш утвердися, еюже к небеси обретохом восхождение, песньми, Богородице, величаем". И в других местах св. Церковь называет Богородицу "лествицею, возвысившею всех от земли благодатию, - лествицею небесною, еюже сниде Бог". "Господь - говорит св. Иоанн Дамаскин - соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самаго неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е. Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земли; глава Ея касалась неба: потому что глава Ея был Бог и Отец. Ангелы на лествице восходят и низходят, потому что в молитвах неусыпающая Богородица велит Ангелам, да с Нею вместе непрестанно помогают людем и восходя возносят к Богу молитвы молящихся, а низходя приносят от Бога людем помощь и дарования". |
Внизу иконы
изображается сцена погребения пророка Моисея. "И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор.34:5-6). Согласно Мф.23:29, поклонение мертвым суть язычество. Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной. Иисус тоже хочет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям, служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых. |
На
иконе "Богоматерь с пророками" мы видим Моисея, Исайя, Иакова и Аарона. Об Аароне можно добавить следующее. В Ковчеге Завета, по Божию повелению, в память будущим родам, был положен чудесно прозябший и процветший жезл Ааронов. Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от безплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл: "произрастение сухаго жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших". "Из корене прозябшая Давидова и Иессеева, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший таинственный цвет - Христа, всех Зиждителя". Еще более чудно, чем прозябение Ааронова жезла, было рождение от Пресвятыя Девы Господа: "прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий, Чистая, Божественное рождество, яко безсеменно зачнеши, и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, младенца питающи всех Бога". Приснодева, поистине, есть "тайный жезл, цвет неувядаемый процветший", и по Своей чистоте и непорочности, - Сама "цвет нетления", "неувядаемый", "отрасли неувядаемыя розга" (ветвь). |
В лучах первой звезды - ангелы-властители стихий; в лучах красной звезды - символы св. евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк).Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия.
На иконе ясно видно, что у ангелов-духов внизу (Ведения и Благочестия) в руках зеркала.
Ведение - пророческое откровение, дарованное Моисею и пророкам, представлялось как увиденная в зеркале картина.
Благочестивые верующие в этом мире призваны исполнять роль зеркала, в котором отражается слава Божья, становясь таким образом постижимой для людей, удаленных от Бога: "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор.3:18).
На иконе ясно видно, что у ангелов-духов внизу (Ведения и Благочестия) в руках зеркала.
Ведение - пророческое откровение, дарованное Моисею и пророкам, представлялось как увиденная в зеркале картина.
Благочестивые верующие в этом мире призваны исполнять роль зеркала, в котором отражается слава Божья, становясь таким образом постижимой для людей, удаленных от Бога: "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор.3:18).
У ангелов на иконах Купины нет какого-то определенного места, каждый иконописец вправе расположить их сообразно своему пониманию или желанию заказчика. Вот еще один образ, где ангелы вновь "поменялись местами"
Интересно: если имен Архангелов в Св. Писании можно найти восемь, то даров Св. Духа
исклю-
чительно семь: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела (Ис.11:1-3).
"И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю" (Откр.5:6).
Намного чаще Архангелов изображаются именно восемь духов, причем восьмым кто только не бывает - Дух Мести, Дух Страха, Дух Славы, "Ангел, падения хотяще быть по делам неверным", и т. п. Наиболее постоянен Ангел, подающий Росу Милосердия Божиего, и этому есть основания в Новом Завете - Бог Живой, по словам апостолов, "не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши" (Деян.14:17).
"Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит.3:4,5).
исклю-
чительно семь: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела (Ис.11:1-3).
"И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю" (Откр.5:6).
Намного чаще Архангелов изображаются именно восемь духов, причем восьмым кто только не бывает - Дух Мести, Дух Страха, Дух Славы, "Ангел, падения хотяще быть по делам неверным", и т. п. Наиболее постоянен Ангел, подающий Росу Милосердия Божиего, и этому есть основания в Новом Завете - Бог Живой, по словам апостолов, "не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши" (Деян.14:17).
"Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит.3:4,5).
Попробовал определить, какой ангел какими строками Писания подтверждается.
● Дух Господень – изображен коленопреклоненным, иногда над ним – образ оплечного Христа в короне. "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии" (Рим.8:16). Это и дыхание Бога, творящее жизнь, поэтому в руках у него может быть фигурка ангела или человека: "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов.33:4).
● Дух Премудрости. Может изображаться с огнем, прообразуя сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы: "излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения" (Иоил.2:28). Господь усыновил "нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей /…/ каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении (Еф.1:5-8).
Изображение врат говорит о следующем: "Ворота его (Небесного Иерусалима) не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр.21:25-27). Отсюда возможно изображение книги или дароносительницы.
● Дух Разума – увенчан короной, символом Божественной власти. Разум совершенствуется и раскрывает свои высшие возможности через восприятие и осмысление Премудрости, в жизни согласно правде Божией, в любви и святости. Апостол Павел так говорит о верующих во Христа: "Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1Кор.2:16).
● Дух Совета – держит дарохранительницу, иногда и свиток. "Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю" (Ис.46:10,11) "Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу" (Пс.72:24). Он помогает тем, кто доверяет Его Совету, разрушает замыслы врагов (2 Цар.17:14).
● Дух Крепости – с мечом в руке, одет в доспехи. "Господь – твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня! Призову Господа достопоклоняемого и от врагов моих спасусь" (2 Цар.22:2-4).
● Дух Ведения – если с зеркалом, то подразумевается пророческое откровение, дарованное Моисею и пророкам, которое представлялось как увиденная в зеркале картина. Если изображается книга – то это Книга Жизней: "в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс.138:16). Бог хранит имена всех живущих на земле и в первую очередь – имена всех праведников и верных Господу: "однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лук.10:20).
● Дух Благочестия – с зеркалом в руках. Верующие в этом мире призваны исполнять роль зеркала, в котором отражается слава Божья, становясь таким образом постижимой для людей, удаленных от Бога. "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор.3:18).
● Восьмой Дух – Дух Благоденствия, Дух Росы Милосердия. Изображается наверху, рядом с Духом Господним. Бог Живой, по словам апостолов, "не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши" (Деян.14:17).
"Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит.3:4,5).
Изображения
архангелов сводятся к четырем-пяти, размещаются они в ближайшем к Богородице
окружении, а основная тема иконы - Пророчество Исайи: "изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий.Тя жезл Исаия именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог" (Ис.11:1-2). В следующем стихе, неоднократно цитируемом, и приводятся остальные шесть Духов: "дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина (Ис.11:3-5).
Прот. И. Бухарев: На некоторых иконах «Неопалимой Купины» к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву «А» от звезды «Анатоли», Архангел Гавриил — букву «Д» от Западной звезды «Дисис», Архангел Рафаил — букву «А» от Северной звезды «Арктос» и Архангел Уриил — от Южной звезды «Месембрии» букву «М». Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери «Знамения» с Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль перед закрытыми вратами «видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими» (Иез. 44: 1-2). Видение пророку Исаие Серафима «в руце у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» (Ис. 6: 6). Горящий уголь — символ Христа, клещи — символ Богоматери (см. икону «Уголь Исаево»). На некоторых иконах «Неопалимой Купины» добавляется «Корень Древа Иессеева», по пророчеству Исайи: «вместо терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое» (Ис. 11: 10; 55: 13). Богоматерь «Царица Небесная», честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий «атрибут», как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века. Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие. Первая икона «Неопалимой Купины» была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. //По преданию, она была писана на камне той самой скалы, где Моисей видел таинственный куст. Находилась в Московском Благовещенском соборе.// Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня. Появление «Неопалимой Купины» в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680. Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем. |
На некоторых иконах
"Неопалимой Купины" добавляется сюжет с изображением "Корене Древа Иессеева", по пророчеству Исайи: "изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий" (Ис.11:1-2), "И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава" (Ис.11:10); "вместо терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое" (Ис.55:13). Я уже говорил о том, что выражение: "корень Иессеов", (евр.: пень, обрубок), дает мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходит из него жезл – Дева Мария.
"Неопалимой Купины" добавляется сюжет с изображением "Корене Древа Иессеева", по пророчеству Исайи: "изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий" (Ис.11:1-2), "И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава" (Ис.11:10); "вместо терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое" (Ис.55:13). Я уже говорил о том, что выражение: "корень Иессеов", (евр.: пень, обрубок), дает мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходит из него жезл – Дева Мария.
Небольшое отступление: На иконе Рождества Христова, в нижней ее части, непосредственно под изображением Богородицы, лежащей на ложе, мы видим Иосифа, искушаемого диаволом во образе пастуха. Пастух указывает ему на кривую, суковатую палку; а Иосиф изображается на различных иконах то в состоянии тяжкого раздумья, то сомневающимся и как бы прислушивающимся к искусителю, то с выражением глубокого отчаяния и ужаса, – почти безумия.
Смысл этого искушения сводится к простому, мужицкому аргументу: "Как из этой сухой палки не может произрасти листвы, так и от тебя – старика не может произойти потомства". Так, по апокрифу, говорит Диавол Иосифу.
Но хотелось бы вспомнить еще об одном сюжете – о процветшем посохе Иосифа, мужа Девы Марии. Согласно св.Иерониму, претенденты на руку Девы Марии принесли каждый по пруту в храм первосвященнику. Прут Иосифа расцвел – знак с неба, что он избран быть ее мужем. Подобно непорочному зачатию Девы Марии – прут (в иных повествованиях – посох) расцвел вопреки законам природы. Нужно признать, что в этой истории очень много схожего с расцветшим посохом Аарона (Чис.17).
Смысл этого искушения сводится к простому, мужицкому аргументу: "Как из этой сухой палки не может произрасти листвы, так и от тебя – старика не может произойти потомства". Так, по апокрифу, говорит Диавол Иосифу.
Но хотелось бы вспомнить еще об одном сюжете – о процветшем посохе Иосифа, мужа Девы Марии. Согласно св.Иерониму, претенденты на руку Девы Марии принесли каждый по пруту в храм первосвященнику. Прут Иосифа расцвел – знак с неба, что он избран быть ее мужем. Подобно непорочному зачатию Девы Марии – прут (в иных повествованиях – посох) расцвел вопреки законам природы. Нужно признать, что в этой истории очень много схожего с расцветшим посохом Аарона (Чис.17).
Здесь, иллюстрируется начало 3 главы Исхода: "Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх.3:1-5). Достаточно внимания уделено посоху Моисея – посредством которого Господь являл доказательства Своей силы. На заднем плане – Царство фараона, откуда Моисею предстоит вывести народ Израилев. Интерес представляет изображение агнца. Как раз в этой главе еврейским законом точно предписано, чтобы пасхальною жертвою непременно был агнец. "Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз" (Исх.12:5) Пророк представляет Иисуса Христа под видом агнца: "Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих" (Ис.53:7). |
Синай |
Подписаться на:
Сообщения (Atom)