Великомученик
Меркурий Кесарийский (Каппадокийский), военачальник
Дни памяти:
7 декабря
Житие
Краткое житие великомученика Меркурия Кесарийского (Каппадокийского)
Святой великомученик Меркурий, скиф по происхождению, служил воином в римской армии. Нечестивые императоры Декий (249-251) и Валериан (253-259) издали закон, повелевавший всем римским гражданам поклоняться языческим богам и осуждавший на смерть христиан.В это время на Римскую империю напали варвары, и император Декий выступил в поход с большим войском. В одном из сражений святому Меркурию явился Ангел Господень и подал ему меч со словами: "Не бойся, смело иди на врагов. Когда победишь, не забудь Господа Бога твоего". С этим мечом святой воин прошел сквозь варварские полчища, уничтожил множество врагов и убил самого царя варваров, обеспечив победу римлянам. Благодарный император щедро наградил святого Меркурия за храбрость и сделал его военачальником.
Святому воину, получившему великие почести и богатство, вновь явился Ангел Господень, напоминая ему, Кем была дарована победа, и призывая к служению Господу. Святой Меркурий вспомнил, что и отец его, Гордиан, исповедовал христианскую веру, крестился и всей душой устремился ко Христу. Он отказался участвовать в торжественном жертвоприношении языческим богам и был призван к грозному императору. Открыто назвав себя христианином, Меркурий бросил к ногам императора воинский пояс и мантию и отказался от всех почестей. В темнице святому Меркурию снова явился Ангел Господень, укрепил его и призвал мужественно претерпеть все страдания за Христа.
Святого мученика растянули над огнем, резали ножами, били плетьми так, что кровь из его ран гасила огонь. Но каждый раз, когда его бросали в темницу умирающим от ран, святой Меркурий получал от Господа полное исцеление, утверждая пред нечестивцами великую силу веры Христовой. Осужденный на смертную казнь, святой сподобился видения Самого Господа, обещавшего ему скорое избавление от мучений. Великомученика Меркурия обезглавили в Кесарии Каппадокийской. Его святое тело благоухало миром и фимиамом, подавая исцеления многим больным.
Уже по смерти своей воин Христов, соединившийся с Церковью Небесной, сослужил воинскую службу на благо Церкви земной. По молитве святителя Василия Великого перед иконой Пресвятой Богородицы об освобождении христиан от гонителя христианской веры Юлиана Отступника (361–363) Заступница рода христианского послала святого воина Меркурия в помощь от Церкви торжествующей к Церкви воинствующей. Образ святого великомученика Меркурия, изображенный на иконе рядом с образом Пречистой Богородицы, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем.
В этот самый момент Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: "Ты победил, Галилеянин!"
Полное житие великомученика Меркурия Кесарийского (Каппадокийского)
Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан, созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожены святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии[2] следующий указ:– Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные, Декий и Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших богов и вместе с тем насладились победами, которые они подают нам на врагов, так как, к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды чрез благорастворение воздухов и считаем их своими благодетелями и устроителями общего благополучия; то посему, по совещании с вельможами, единодушно повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные и не военные, – приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если же кто осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем совещании, того мы повелеваем, связав, бросить в темницу, потом предать различным мучениям. Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет удостоен нами не меньшей почести; если же будет противиться, то после многих мучений пусть будет казнен чрез усечение мечем, или пусть будет брошен в море, или отдан на съедение птицам и псам. В особенности же так должны быть казнены христиане, если найдется кто-либо из их веры; повинующиеся же нашему повелению получат великие почести и подарки. Желаем благополучно здравствовать.
Когда был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это безбожное повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные города и страны. В то время на римское государство восстали варвары; цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином; этот полк назывался Мартенсес, из первой Армении , под начальством трибуна Сатурнина. По отбытии царя Декия на войну Валериан остался в Риме.
Когда во время войны римлян с варварами между ними произошла продолжительная битва, Меркурию явился Ангел Господень в образе великого человека. Одетый в белые одежды и держа в своей руке меч, он сказал ему:
– Не бойся, Меркурий, и не страшись, ибо я послан на помощь тебе, чтобы сделать тебя победителем. Приими сей меч и устремись на варваров; и когда победишь их, не забудь Господа Бога твоего.
Находясь как бы в состоянии исступления, он принял явившегося ему за одного из римских князей; взяв подаваемый ему меч, он устремился с великим мужеством на врагов и посекал их, как стебли растения. Пройдя сквозь варварские полки, он достиг до самого варварского царя, убил его мечем и поразил вместе с ним великое множество храбрых воинов, так что меч прилип от крови к руке его; так варвары были побеждены и обращены в бегство римлянами.
Тогда Декий, узнав о великой храбрости Меркурия, призвал его к себе и, почтив великими дарами, поставил его начальником над всем войском. Декий, думая, что враги были побеждены с помощью богов, быль весьма рад и, раздав воинам много золота, отпустил каждого к себе домой; сам же, идя с Меркурием к Риму, устраивал по городам большие пиры. Однажды ночью, когда военачальник Меркурий спал, пришел к нему Ангел таким же образом, как и в первый раз, и, толкнув его в бок, разбудил. Поднявшись и увидев явившегося, он как бы онемел от ужаса. Ангел сказал ему:
– Меркурий! не помнишь ли – что я сказал тебе на войне? – Смотри, не забывай Господа Бога твоего, ибо тебе надлежит пострадать за Него и получить венец победы в преславном Царствии Его со всеми святыми.
Сказав это, Ангел сделался невидим. Он же, придя в себя, начал благодарить Бога и вспомнил о христианской вере, о которой слышал от деда и от своего отца. Отец его, по имени Гордиан, состоя воином в том же полку, в котором впоследствии числился и он, часто говорил:
– Блажен – кто состоит воином Царя Небесного, потому что получит от Него награду в Небесном Царствии. Ибо Сей Царь сотворил словом всяческая, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его.
Вспоминая эти слова своего отца и размышляя умом о явлении Ангела, Меркурий умилился сердцем и начал плакать и рыдать, говоря:
– Увы мне, грешному! будучи как бы ветвью зеленого дерева, я засох, – не имея ныне корня познания Бога .
Когда он так говорил с рыданиями, царские слуги пришли звать Меркурия к царю на некоторое совещание. Меркурий отказался, сказавшись больным, и царь отложил совещание на другой день, ибо не хотел совещаться без Меркурия ни о чем, – так он любил и почитал его. Поутру, пригласив с почётом к себе Меркурия, царь совещался с ним о том, что относилось к пользе римского царства. По окончании совещания царь сказал Меркурию:
– Пойдемте вместе в храм Артемиды, чтобы принести жертвы ей.
Святой, тайно уклонившись от царя, пошел в свое жилище. Некто же из вельмож оклеветал его пред царем, говоря:
– Великий царь, непобедимый победитель, избранный богами для обладания царством! благоволи с кротостью выслушать меня. Тот, который получил почести от вашей царской десницы, которого ваша держава прославила и возвеличила, – вот он не пришел в храм великой богини принести жертву за вашу державу.
Царь спросил:
– Кто это не хочет приносить, в единомыслии с нами, жертвы досточтимой Артемиде?
Советник Катул отвечал:
– Меркурий, которого возвеличила ваша царская милость, – он отказывается от поклонения нашим богам.
Царь сказал:
– Не по зависти ли какой вы клевещете на него? – не поверю вам, пока сам не испытаю его и не удостоверюсь твёрдо. И если не окажется того, что вы говорите, то примете много казней за свою клевету; если же это окажется истиной, то за верность богам и нашему царству будете удостоены почести от нас.
Сказав это, царь тотчас послал пригласить Меркурия с честью, и когда он явился, Декий сказал:
– Не я ли оказал тебе почесть, поставив тебя начальником над всеми моими князьями по той причине, что с помощью богов ты победил врагов? Зачем же ты оказываешься неблагодарным за такие мои благодеяния тебе и презираешь власть и повеление мое, не воздавая подобающей чести нашим богам, как мы слышали от некоторых верных нам людей.
Доблестный воин Христов, совлекшись, по апостольскому слову, ветхого человека с деяниями его и облекшись чрез Крещение в нового, созданного по Богу , с дерзновением отвечал:
– Почесть твоя пусть будет с тобою, ибо я победил врагов не с помощью ваших немощных богов, но – силою Христа Бога моего; (однако) возьми от меня то, что ты дал мне, ибо наг я вышел из чрева матери моей, наг и отойду .
Сказав это, он снял воинский пояс и начальническую одежду и бросил к ногам царя с громким восклицанием:
– Я – христианин! слышите все, что – я христианин.
Тогда Декий пришел в ужас и, в молчании смотря на святого, удивлялся его смелому слову и делу, дивился еще и красоте тела его, ибо святой был высок ростом, румян лицом, и в самом взоре его светилось мужество. Потом он повелел заключить его в темницу, говоря:
– Этот человек не оценил своей чести, но когда он испытает бесчестие и огорчение, думаю, что обратится к благочестивой мысли.
Святой, когда отвели его в темницу, славил и благодарил Бога. Ночью ему снова явился Ангел Господень, говоря:
– Будь мужествен, Меркурий, и не бойся; веруй в Господа, Которого ты исповедал, и Он избавит тебя от всякой печали.
Меркурий был весьма укреплен этим Ангельским явлением. Поутру на другой день царь Декий сидел на судилище, и когда Меркурий предстал пред ним, сказал ему:
– Чрез свое безумие ты заслужил такую честь , что стоишь, как осужденный, на суде.
Святой отвечал:
– Поистине мне приличествует такая честь ради моего Господа. Ты взял то, что вскоре погибает , я же получу то, что пребывает во век .
Царь сказал:
– Поведай нам, какого ты рода и отечества.
Святой отвечал:
– О роде моем и отечестве, если хочешь узнать, я скажу тебе. Отца моего звали Гордианом, по происхождению он скифянин и был воином в полку Мартенсов; отечество же мое, к которому я с ревностью иду, есть горний Иерусалим – город Царя Небесного .
Царь сказал:
– Почему ты не повинуешься нашей воле, почему не исполняешь заповеди, данной нами для всех? почему не хочешь поклониться богам, чтобы получить свой прежний сан! или хочешь умереть в мучениях? – отвечай скорее, потому что ты для этого призван.
Святой Меркурий сказал:
– Я пришел (сюда) для того, чтобы победить тебя и твоего отца диавола, виновника всякого зла, и получить венец победы от Подвигоположника Иисуса Христа, моего Господа. Исполняй надо мною без отлагательства то, что замышляешь, ибо у меня есть броня и щит, которым преодолею все измышляемые тобою против меня мучения.
Тогда царь, разгневавшись, сказал:
– Так как ты говоришь, что имеешь броню и щит веры, то повелеваю повесить тебя нагим, растянув между четырьмя столбами.
Когда это было сделано, мучитель сказал:
– Где (у тебя) ныне орудия для борьбы твоей?
Святой же Меркурий, воззрев на небо, сказал:
– Господи Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему!
Царь повелел, принеся острые ножи и мечи, резать тело святого, а на земле под ним развести огонь, чтобы, израненный сверху ножами и мечами, а снизу опаляемый огнем, он жестоко страдал. Когда стали делать это, из тела его кровь потекла ручьями, так что даже огонь погас от крови, а святой всё терпел доблестно,
После сего Декий повелел отвязать его, – чтобы он не умер (слишком) скоро, – и крепко запереть в некотором помещении. Слуги, взяв его, понесли, ибо он не мог сам идти, будучи еле жив, и бросили его в тюрьме, думая, что он тотчас умрет. И святой лежал как мертвый, только чуть дыша, по причине жестоких ран. С наступлением ночи Ангел Господень пришел к нему и сказал:
– Мир тебе, добрый страдалец! – и исцелил его от ран.
Святой, ощутив в себе силу, встал здоровым и благодарил Бога, посетившего его чрез Своего Ангела.
Поутру царь снова повелел представить к нему Меркурия. Воины, пойдя за ним, нашли его здоровым и, взяв, повели его к царю. Царь, увидев, что он здоров и ходит без нужной помощи, сказал:
– Тот, которого вчера унесли от нас мертвым, ныне ходит сам, – как будто бы не имел на себе никакой раны, – и повелел воинам осмотреть раны его.
Осмотрев тело мученика, они сказали царю:
– Клянемся целостью твоей державы, – у Меркурия всё тело невредимо, без всякого порока, как будто бы никогда никакое мучение не прикасалось к нему.
Царь сказал:
– Он непременно станет говорить, что его исцелил Христос, – не приводили ли вы к нему в темницу какого-либо врача?
Они отвечали:
– Клянемся вашею державою, управляющею всем миром, что никто не осматривал его, ибо мы думали, что он тотчас умрет; а как он исцелился и стоит ныне здоровым, мы не знаем.
Царь сказал:
– Посмотрите на христианское колдовство: тот, который вчера казался мёртвым, сегодня стоит здоровым пред нами, – и с яростью сказал святому:
– Кто тебя исцелил, скажи нам по правде? ибо я не считаю возможным для тебя исцелиться иначе, как чрез колдовство.
Святой отвечал:
– Как ты сам первоначально сказал против своей воли, так и есть: Господь наш Иисус Христос, истинный Врач душ и телес, исцелил меня, – Он, Который, связав нерушимыми узами всех колдунов и чародеев, вместе с поклоняющимися идолам, предаст их геенскому огню за то, что они не познали истинного Бога, создавшего их.
Царь сказал:
– Я снова рассеку твое тело ранами и посмотрю, исцелит ли тебя Христос, Которого ты исповедуешь.
Святой отвечал:
– Верую в Господа моего Иисуса Христа, что ты не победишь меня всеми своими измышляемыми против меня мучениями, ибо я нисколько не боюсь их, будучи укреплен словами моего Владыки, Который сказал "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф.10:28). По умерщвлении Он воскресит меня снова в Страшный День праведного Суда.
Царь повелел снова мучить его огнем и ранами. Когда святого били и жгли огнем, то от опаляемого тела его, вместо смрада, исходило великое благоухание. Мученик терпел так доблестно, что не испустил крика, ни стона, ни вздоха, так что все дивились терпению его. Царь сказал ему, насмехаясь:
– Где ныне твой Врач? – пусть придет сюда и исцелит тебя, ведь ты говорил, что Он может и по смерти воскресить тебя.
Святой Меркурий отвечал:
– Делай, что хочешь, ты имеешь власть над телом моим, над душою же – Бог: хотя бы ты и умертвил мое тело, однако душа пребудет нетленной во веки.
Царь повелел повесить его вниз головой, на шею же его привязать большой камень, чтобы, давимый тяжестью камня, он умер. Мученик же, укрепляемый благодатью Божиею, в продолжение многих часов претерпевал это мучение, оставаясь живым. Потом, отвязав камень, царь повелел бить его бичами, концы которых были окованы медью; и били его так жестоко, что даже земля обагрилась кровью его. Он же, твердый как адамант, мужественно терпел, говоря:
– Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня пострадать за имя Твое.
Царь, видя, что мученика никак нельзя склонить к воле его, и, не имея более времени мучить его, ибо спешил идти скорее в Рим, – постановил над ним такой окончательный приговор:
– Меркурия, который вменил наших богов в ничто и презрел честное постановление нашей кротости, наша держава повелевает вести в Каппадокийскую страну и там отрубить ему главу, для вразумления многих – ибо всякий противящийся царю будет казнен мечем после многих мучений.
Воины, взяв святого, положили его на животное и, крепко привязав его (ибо он был весьма расслаблен телом по причине многих мучений), повезли в Каппадокию. Когда они были в Кесарии , Господь явился святому и сказал:
– Меркурий! Приди ко Мне и успокойся; течение ты совершил, веру соблюл, – приими же венец подвига твоего , ибо здесь тебе должно скончаться.
Мученик, весьма укрепленный этим видением Спаса и желая скорее разрешиться от тела и жить со Христом, сказал бывшим с ним воинам:
– Совершите то, что приказано вам, не откладывая более. Господь же, призывающий всех к покаянию, да подаст вам Свою благодать; богатый милостью, Он преизобильно подает Свои дары приходящим к Нему.
После того, как он это сказал, глава его была усечена, при исповедании им Спаса нашего Иисуса Христа, месяца ноября 24 дня. На второй день по кончине святого тело его оказалось белым как снег и от него исходило благоухание драгоценного мира и фимиама, и по причине такого чуда многие уверовали во Христа.
Святое тело его было с честью положено на славном месте, подавая больным много исцелении. Сего воина, святого великомученика Меркурия, душою уже торжествующего на небе, возбранная Воевода, Пресвятая Богородица, употребила спустя значительное время на следующую свою воинскую службу.
Когда святой Василий Великий молился пред иконою Пресвятой Богородицы, – при которой было изображение и святого великомученика Меркурия с копьем, как воина, – чтобы злочестивый царь Юлиан Отступник, великий гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской войны для истребления христианской веры, то увидел, что там, при иконе Пресвятой Богородицы, образ святого Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с окровавленным копьем. А в то самое время Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас после того сделался невидим. Окаянный Юлиан, извергнув вверх хлынувшую из раны кровь, обращаясь к небу с такими хульными словами на Христа:
– Ты победил, Галилеянин! – умер со злобой на устах.
Это чудо сделалось тогда явным, ибо по молитвам святого Василия Великого сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божия и своего, святого победоносного великомученика Меркурия, от Церкви Торжествующей к Церкви Воинствующей, на казнь богопротивного отступника Юлиана, на защиту святой веры и православных христиан. Его святым предстательством и защитою пусть будем и мы сохранены от богопротивных врагов, побеждаемых с помощью его, и будем вместе с ним славить Бога и Богородицу во веки веков, аминь.
Примечания
[1] Декий царствовал с 249 по 251 г. Валериан единолично царствовал несколько позднее (253–260 гг.). Настоящее житие представляет его принимавшим участие в управлении империей еще при Декии.
[2] Капитолий – храм верховного бога Юпитера и богинь Юноны и Минервы, на одном из холмов, на которых был раскинут древний Рим, столица Римской империи. Холм этот вместе с храмом был главным святилищем и назывался Капитолийским.
[3] Варварами греки и римляне называли иноплеменников. Самое название указывает на людей с непонятною речью. Здесь разумеются, вероятно, готы, на войне с которыми Декий несколько позднее был убит.
[4] Собственно Армения граничила на севере с Колхидою, Иберией и Албанией, на западе с Малой Азией, на юге-востоке и востоке с Мидиею и Ассириею. Первоначально она находилась в зависимости от ассириян, мидян и персов, потом служила предметом раздора между парфянами и римлянами, затем между римлянами и персами, и попеременно зависела то от тех, то от других. Армения первая лежала близ восточной части южного берега Понта Евксинского (Черного Моря), Армения вторая и третья на юго-запад, четвертая – на юг от первой.
[5] Трибун – римское название начальника войсковой части, среднее между нашим полковником и ротным командиром.
[6] Образ речи заимствован из Евангелия (ср. Лк.23:31, Ин.15:1-6). В этих словах святой Меркурий выражает ту мысль, что хотя отец его был христианином, сам он оставался, однако же, до сих пор язычником, не заботившимся о просвещении христианскою верою.
Еф.4:24. Это выражение указывает на совершившуюся в святом Меркурии, чрез Крещение, силою благодати Христовой, перемену мыслей и чувств. Вместо прежнего пристрастия к языческому образу жизни он был преисполнен теперь готовности к совершению подвигов христианского самоотвержения.
Здесь святой Меркурий выражается словами многострадального Иова (Иов.1:21), в которых тот выразил свою преданность воле Божией после того, как диавол по попущению Божию лишил праведника всего имущества. Смысл слов такой: не имеющим ничего я родился в мире, ничего из мирских благ мне не нужно будет, когда я буду умирать.
В смысле насмешки, выражение: "честь" употреблено вместо – "бесчестия".
Святой, пользуясь вышеприведенным выражением мучителя, утверждает ту мысль, что в мучениях за имя Христово заключается для него не бесчестие, а, напротив, великая честь.
Т. е. – что имеет значение для человека только на время его краткой земной жизни, каковы: богатства, слава, почести и т. п. Всё это оставляет человека, погибает для него, при наступлении смерти.
Т. е. – духовный, небесные блага. Образ речи заимствован из Мф.6:19-20.
[13] Скифы – древний народ, который жил частью в северных пределах западной Азии, до Каспийского моря, преимущественно же по северным берегам Черного моря, причем северные границы расселения скифов были неизвестны древним.
[14] Т. е. – Царство Небесное. Выражение заимствовано из Посл. к Евр.12:22.
[15] Так Христос называется потому, что Он чрез Свою земную жизнь, в особенности чрез крестные страдания и смерть, дал на все времена высочайший пример подвига послушания воле Божией и самоотверженного служения людям.
[16] Каппадокия – восточная область Малой Азии.
[17] Здесь нужно разуметь мула или осла, на которых ездили и перевозили небольшие тяжести. Для перевозки более значительных тяжестей служили верблюды.
[18] Имя Кесарии носили несколько римских городов. Здесь разумеется Кесария – столица Каппадокии, названная так императором Тиверием (ранее называлась Мазана).
[19] Выражение 2Тим.4:8. Течение – путь земной жизни, в особенности – мученических страданий и смерти; венец подвига – венец славы в небесном Царстве, заслуженный мученическим подвигом.
[20] Выражение заимствовано из Флп.1:23. Апостол выражал желание скорее умереть, чтобы, освободившись от тела, теснее соединиться душою со Христом в Его небесном царствии.
[21] Св. Василий Великий родился в 330 г., в благочестивом семействе, в Каппадокии, получил обширное светское и духовное образование. Первоначально вместе с своим другом, св. Григорием Богословом, проводил отшельническую жизнь, потом был поставлен сначала пресвитером, а затем в 370 г. епископом Кесарийским. Подобно св. Афанасию Александрийскому, был ревностным защитником православия в эпоху арианских смут и написал для защиты и раскрытия православного учения много замечательных сочинений, за что Церковь и дала ему название Великого. Умер в 379 году.
[22] Император Юлиан царствовал с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества. Посему он и называется Отступником.
[23] Персы жили в Азии, близ Персидского залива. В разное время границы страны были разные. С воцарением среди них династии Сассанидов (в 226 г. по Р. Хр.), вели неоднократно войны с римлянами. Персидская война, во время которой был убит Юлиан, относится к царствованию персидского царя Сапореса II.
Молитвы
Тропарь великомученика Меркурия
глас 4
Мученик Твой, Господи, Меркурий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак великомученика Меркурия
глас 4
Во бранех непобедимаго воина/ и в бедах непостыдна заступника,/ песньми Меркурия ублажим, славяще,/ празднующия бо память его весело// от бед избавляет и скорбей.
Каноны и Акафисты
Акафист великомученику Меркурию Кесарийскому
глас 8
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
25 декабря 2012 года
(журнал № 131)
Русской Православной Церкви
25 декабря 2012 года
(журнал № 131)
Конда́к 1
Подо́бен: Взбра́нной Воево́де:
Избра́нному от во́инства земна́го в небе́сное,предстоя́щему Престо́лу Царя́ Сла́вы,
великому́ченику Мерку́рию благогове́йное пе́ние прино́сим:
моли́ся усе́рдно ко Го́споду за лю́ди, почита́ющия
и во умиле́нии воспева́ющия тя:
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
И́кос 1
А́нгел Госпо́день, еще́ язы́чнику ти су́щу, Мерку́рие, предуказа́ твое́ служе́ние ко сла́ве и́мене Бо́жия, егда́ призва́ тя от Арме́нии в Рим и даде́ ти меч на побе́ду, и́мже ди́вная сотвори́л еси́. Сего́ ра́ди приле́жно вопие́м:Ра́дуйся, сосу́де, Бо́гом избра́нный;
ра́дуйся, десни́цею Бо́жиею незри́мо води́мый.
Ра́дуйся, Сла́вою Бо́жиею прославля́емый;
ра́дуйся, вре́менным ве́чному послужи́вый.
Ра́дуйся, А́нгелы укрепля́емый;
ра́дуйся, в страда́нии вене́ц сла́вы получи́вый.
Ра́дуйся, всели́выйся в черто́ги ми́ра Го́рняго;
ра́дуйся, моли́твенно не оставля́яй ми́ра до́льняго.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 2
Ви́дя о́ком теле́сным ду́ха безпло́тнаго и уши́ма слы́ша глаго́лы: "Не забу́ди Го́спода Бо́га твоего́, егда́ победи́ши враго́в!", се́рдцем прия́л еси́, Мерку́рие, повеле́ние сие́ а́нгельское и во умиле́нии рекл еси́: Аллилу́ия.И́кос 2
Разуме́ти тща́щеся толи́кую си́лу твою́, дивля́хуся во́ини, о́крест тебе́ стоя́щии, толи́цей си́ле твое́й, не ве́дуще ору́жия, от А́нгела тебе́ вруче́ннаго; мы же, Ду́хом Святы́м позна́вше си́лу Бо́жию, в тебе́ явле́нную, навыко́хом пе́ти:Ра́дуйся, меч, вве́ренный Бо́гом, сохрани́вый;
ра́дуйся, зало́г благода́ти в себе́ возрасти́вый.
Ра́дуйся, мече́м а́нгельским полки́ ва́рварския порази́вый;
ра́дуйся, ве́рою пре́лесть и́дольскую низложи́вый.
Ра́дуйся, ра́дости ми́ра сего́ ни во что́же вмени́вый;
ра́дуйся, ве́чней ра́дости себе́ угото́вавый.
Ра́дуйся, си́лу Бо́жию в себе́ яви́вый;
ра́дуйся, повеле́ние а́нгелово испо́лнивый.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 3
Си́лы Бо́жия в тебе́ не ве́дая, сла́вне Мерку́рие, Де́кий нечести́вый поста́ви тя над во́йском свои́м нача́льствовати: ты же, ни во что вменя́я ми́лости и да́ры его́, в нищете́ духо́вней Исто́чнику ми́лостей вся́ческих и щедро́т взыва́л еси́: Аллилу́ия.И́кос 3
Име́я А́нгела попече́ние о тебе́, свя́те Мерку́рие, воздвиза́юща тя не то́кмо от сна теле́снаго, но подвиза́юща на бо́дрствование духо́вное и по́прище страда́льческое, благода́рне подъя́л еси́ служе́ние сие́. Сего́ ра́ди вопие́м ти сицева́я:Ра́дуйся, зре́нием А́нгелов небе́сных почте́нный;
ра́дуйся, попече́нием их не оста́вленный.
Ра́дуйся, ко спасе́нию и́ми побужда́емый;
ра́дуйся, Ду́ха Свята́го хра́ме освяще́нный.
Ра́дуйся, све́том нетле́нным сия́яй;
ра́дуйся, путь к жи́зни ве́чней освеща́яй.
Ра́дуйся, благове́стие Бо́жие прие́мляй;
ра́дуйся, благодаре́ние о нем воздая́й.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 4
Бу́ря жите́йских смяте́ний не устраши́ тя, до́блий во́ине Христо́в, егда́ воспомяну́л еси́ словеса́ роди́телева: блаже́нни во́ини Царя́ Небе́снаго, и устреми́лся еси́ се́рдцем твои́м в во́инство сие́, отреша́яся от по́честей земны́х, вопия́ Бо́гу: Аллилу́ия.И́кос 4
Слы́ша вразумле́ние а́нгельское, воспомяну́л еси́ наставле́ние роди́телево, и, умили́вся се́рдцем, рыда́л еси́: "Увы́ мне, гре́шному, ка́ко и́зсше душа́ моя́, не ве́дящи ко́рене богопозна́ния! Ка́ко предста́ну Ти, Бо́же, в час после́дний и сме́ртный, ко́е сло́во изреку́ во оправда́ние гре́шныя души́ моея́?" Мы же, таковы́м покая́нием вразумля́еми, глаго́лем ти:Ра́дуйся, слеза́ми ду́шу омы́вый;
ра́дуйся, чи́ста себе́ Бо́гу яви́вый.
Ра́дуйся, покая́нию нас науча́яй;
ра́дуйся, ру́це к Бо́гу за ны воздева́яй.
Ра́дуйся, моли́твами твои́ми нас спаса́яй;
ра́дуйся, житие́м твои́м нас вразумля́яй.
Ра́дуйся, о́браз чистоты́ в себе́ яви́вый;
ра́дуйся, Це́рковь Христо́ву украси́вый.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 5
Звездо́ю богоразу́мия наставля́емь, не прине́сл еси́ же́ртвы богоме́рзкия, жела́я после́довати пути́ Христо́ву и сподо́битися пи́ти ча́шу Его́. Сего́ ра́ди пре́дан, оклеве́тан и зауше́н был еси́, я́коже и Госпо́дь твой, во смире́нии прие́мля сия́ и вопия́: Аллилу́ия.И́кос 5
Ви́дя тя, долготерпели́ве Мерку́рие, совле́кшася, по словеси́ апо́стольскому, ве́тхаго челове́ка с дея́ньми его́ и обле́кшася чрез очисти́тельная страда́ния в но́ваго, по о́бразу Бо́жию и подо́бию сотворе́ннаго, во умиле́нии пое́м ти:Ра́дуйся, же́ртву себе́ живу́ю Бо́гу яви́вый;
ра́дуйся, зауше́нием стра́сти грехо́вныя умертви́вый.
Ра́дуйся, кро́вию креще́ние прия́вый;
ра́дуйся, в нем Ду́ха Бо́жия стяжа́вый.
Ра́дуйся, ве́рою житие́ преобрази́вый;
ра́дуйся, ея́ ра́ди страда́ти изво́ливый.
Ра́дуйся, служе́нию любве́ поревнова́вый;
ра́дуйся, наде́ждою ду́шу испо́лнивый.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 6
Пропове́дника си́лы Бо́жия, я́же в тебе́, не ве́дая, Де́кий безбо́жный ужасе́ся. Мы же, благода́ти Бо́жия тя испо́лнена, я́ко ча́до Бо́жие, испове́дующе, вопие́м Творцу́ на́шему: Аллилу́ия.И́кос 6
Возсия́ свет в души́ твое́й, страда́льче, егда́, отве́ржену ми́ром, в темни́цу ведо́му и опеча́лену, А́нгел яви́ся ти и глаго́ла: "Мужа́йся! Разреша́яй печа́ли вся́кия Госпо́дь зрит тя!" Мы же, толи́кому о тебе́ попече́нию дивя́щеся, зове́м:Ра́дуйся, я́ко апо́стол Петр, А́нгелом укрепля́емый;
ра́дуйся, печа́ли вся́кия избавля́емый.
Ра́дуйся, христиани́на себе́ испове́давый;
ра́дуйся, ра́зумом Боже́ственным просвеще́нный.
Ра́дуйся, уз теле́сных разреши́тися возжеле́вый;
ра́дуйся, в ру́це Бо́жии себе́ преда́вый.
Ра́дуйся, Го́спода ве́рный служи́телю;
ра́дуйся, Го́рняго Иерусали́ма жи́телю.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 7
Хотя́ вразуми́ти нечести́ваго царя́, яви́лся еси́ тому́, великому́чениче, рек: "Исцеле́ние от Го́спода прия́х, да побежду́ тя и отца́ твоего́ диа́вола", – и та́ко глаго́ля, вопия́л еси́ в Тро́ице сла́вимому и покланя́емому Еди́ному Бо́гу: Аллилу́ия.И́кос 7
Но́вая муче́ния изобре́те тебе́ науча́емый от диа́вола Де́кий нечести́вый: повеле́ истяза́ти тя мече́м и огне́м; ты же, ве́дая, я́ко гони́тель сей не и́мать вла́сти над душе́ю твое́ю, смире́нно претерпе́л еси́ вся, о ни́хже тебе́ пое́м:Ра́дуйся, до́блестне истяза́ния терпе́вый;
ра́дуйся, а́нгельскую песнь в страда́ниих воспе́вый.
Ра́дуйся, муче́нием вре́менным ве́чнаго изба́вленный;
ра́дуйся, небе́снаго венца́ удосто́енный.
Ра́дуйся, кро́вию му́ченическою пла́мень угаси́вый;
ра́дуйся, темни́цу я́ко черто́г Бо́жий вмени́вый.
Ра́дуйся, Го́спода пред собо́ю зряй;
ра́дуйся, ны́не одесну́ю его́ предстоя́й.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 8
Стра́нное чу́до зрим тя, му́чениче Мерку́рие, неопа́льна и неврежде́нна стоя́ща, исцеле́нна су́ща, и Христа́ Бо́га и́стинна испове́дающа, и благода́рне взыва́юща Ему́: Аллилу́ия.И́кос 8
Весь быв подо́бен отроко́м в пе́щи халде́йстей, му́чениче Христо́в, в пла́мени горя́щем неопа́лен пребыва́я и ро́су благода́ти от Го́спода восприи́м, научи́л еси́ нас со умиле́нием воспева́ти си́це:Ра́дуйся, све́том Ева́нгельским озаре́нный;
ра́дуйся, Враче́м душ и теле́с исцеле́нный.
Ра́дуйся, в му́ченических по́двизех И́стину возвеща́яй;
ра́дуйся, воскресе́ния, по словеси́ Христо́ву, ча́яй.
Ра́дуйся, сла́вен в со́нме святы́х явле́нный;
ра́дуйся, мно́гими ра́нами испещре́нный.
Ра́дуйся, Христо́во благоуха́ние источа́яй;
ра́дуйся, его́же и нас сподобля́яй.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 9
Вся́кое естество́ ужасе́ся, ви́дя тя, страда́льче, на смерть ведо́ма, смире́нна и незло́бива, проще́ния мучи́телем от Бо́га прося́ща, небе́сных селе́ний дости́гнути жела́юща, во е́же пе́ти: Аллилу́ия.И́кос 9
Вети́и суему́дреннии ничесо́же изрещи́ возмо́гут о явле́нии тебе́ Творца́ вся́ческих, И́же Сам рече́: "Мерку́рие, прииди́ ко Мне, и Аз упоко́ю тя, приими́ вене́ц по́двига твоего́". Мы же в похвалу́ тебе́ прино́сим:Ра́дуйся, водо́ю живо́ю напое́нный;
ра́дуйся, доброде́тельми, я́ко би́сером, украше́нный.
Ра́дуйся, главу́ на усече́ние подклони́вый;
ра́дуйся, вене́ц сла́вы прие́мый.
Ра́дуйся, и́дольскую пре́лесть низложи́вый;
ра́дуйся, предста́тельством твои́м нас уте́шивый.
Ра́дуйся, Со́лнца Пра́вды луче́ не угаса́ющая;
ра́дуйся, свеще́ в неразу́мии су́щих просвеща́ющая.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 10
Спасе́ние дарова́ ти Госпо́дь, во́ине Христо́в непобеди́ме, и возра́довася Це́рковь торжеству́ющая, ви́дящи Го́спода я́ко Отца́ чадолюби́ва, во объя́тия Своя́ прие́мшаго чи́стую ду́шу твою́, и гла́сом ве́лиим возгласи́: Аллилу́ия.И́кос 10
Сте́ну непоколеби́му воздви́же тя ве́рным Госпо́дь, не то́кмо ду́шу твою́ просла́ви, но и те́ло страда́льческое сла́вою украси́ и облагоуха́, досточу́дне му́чениче. Мы же, Сла́ву Бо́жию ви́дяще на тебе́, зове́м:Ра́дуйся, кади́ло благоуха́нное;
ра́дуйся, ми́ро драгоце́нное.
Ра́дуйся, бога́тство нетле́нное да́руяй;
ра́дуйся, от нищеты́ избавля́яй.
Ра́дуйся, исцеле́ния оби́льно источа́яй;
ра́дуйся, душе́вных обстоя́ний свобожда́яй.
Ра́дуйся, спаси́тельного терпе́ния о́браз яви́вый;
ра́дуйся, тве́рдому стоя́нию в ве́ре Христо́ве научи́вый.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 11
Пе́ние моли́твенное принесе́ святи́тель Васи́лий пред ико́ною Пречи́стыя Богоро́дицы, иде́же и ты, я́ко страж вели́чия Ея́, изображе́н был еси́: и а́бие о́браз твой сокры́ся и посе́м с копие́м, кро́вию обагре́нным, па́ки яви́ся. В сем святи́тель Христо́в уразуме́в сверше́ние во́ли Бо́жия о избавле́нии Це́ркве от Иулиа́на отсту́пника, рече́: Аллилу́ия.И́кос 11
Свет Христо́в возсия́ в Це́ркви святе́й, егда́ чуде́сне повеле́ ти Госпо́дь порази́ти прего́рдаго отсту́пника копие́м твои́м, и та́ко положи́ коне́ц гоне́нием на Це́рковь Свою́ от о́наго. Мы же, сла́вяще смотре́ние Прему́дрости Бо́жия, тебе́ пое́м:Ра́дуйся, благоче́стием, я́ко мо́лния, блиста́яй;
ра́дуйся, гро́ме, злоче́стие поража́яй.
Ра́дуйся, поклоне́ние тва́ри упраздни́вый;
ра́дуйся, кресто́м побе́ду возвести́вый.
Ра́дуйся, во́ине благознамени́тый;
ра́дуйся, венцено́сче наро́читый.
Ра́дуйся, моли́твам на́шим внима́яй;
ра́дуйся, вся́каго зла избавля́яй.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 12
Благода́тию Бо́жиею спасы́й ду́шу твою́, страстоте́рпче святы́й, не преста́й и о нас, грехми́ до́лу пове́рженных, возноси́ти моле́ния те́плая к Престо́лу Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих, да возмо́жем во сла́ве взыва́ти Ему́:Аллилу́ия.И́кос 12
Пою́щим твое́ заступле́ние и притека́ющим к тебе́, му́чениче Мерку́рие, предста́тель ве́рный бу́ди и не отве́ржи нас, ны́не моля́щихся тебе́ и из глубины́ души́ взыва́ющих:Ра́дуйся, Творцу́ вселе́нныя предстоя́й;
ра́дуйся, за лю́ди Бо́га прося́й.
Ра́дуйся, сто́лпе церко́вный, ве́ру утвержда́яй;
ра́дуйся, сове́ты нечести́вых разруша́яй.
Ра́дуйся, све́те, благоче́стие возраща́яй;
ра́дуйся, мглу грехо́вную истребля́яй.
Ра́дуйся, к покая́нию нас призыва́яй;
ра́дуйся, наде́жду на спасе́ние полага́яй.
Ра́дуйся, Мерку́рие, изря́дный уго́дниче Христо́в и во́ине непобеди́мый.
Конда́к 13
О страстоте́рпче до́блий, му́чениче сла́вный, свя́те Мерку́рие! Ны́нешнее на́ше прие́м приноше́ние, не преста́й Го́спода моли́ти, да изба́вит нас твои́м хода́тайством гее́нны о́гненныя и сподо́бит воспева́ти с ли́ки а́нгельскими побе́дную песнь: Аллилу́ия.
Сей конда́к глаго́лется три́жды. И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.